Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАТЕ́НЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 338

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. Б. Михайлов

КАТЕ́НЫ (лат. catenae patrum, греч. ἅλυσις, σειρά – «це­поч­ки» из тво­ре­ний свя­тых от­цов), вы­держ­ки из тво­ре­ний свя­тых от­цов хри­сти­ан­ской Церк­ви и др. древ­них ав­то­ров как ком­мен­та­рии на оп­ре­де­лён­ный фраг­мент Свя­щен­но­го Пи­са­ния, по­ме­щав­шие­ся на по­лях ря­дом с биб­лей­ским тек­стом.

Впер­вые сло­во «К.» в та­ком зна­че­нии бы­ло упот­реб­ле­но в кон. 15 в. в пер­вом пе­чат­ном из­да­нии «Catena Aurea» («Зо­ло­тая цепь») – по­стиш­ном ком­мен­та­рии к Чет­ве­ро­еван­ге­лию Фо­мы Ак­вин­ско­го. Су­ще­ст­ву­ют К. на греч., лат., сир. и арм. язы­ках. Не все до­шед­шие до­ны­не К. над­пи­са­ны име­на­ми ци­ти­руе­мых ав­то­ров.

Пер­вые К. на греч. яз. поя­ви­лись в кон. 5 в. Од­ним из круп­ней­ших их со­ста­ви­те­лей был Про­ко­пий Газ­ский (ум. ок. 538), соз­дав­ший тол­ко­ва­ния на Пя­ти­кни­жие, кни­ги про­ро­ка Осии, Су­дей и Руфь на ос­но­ве тру­дов Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Нис­ско­го и Ки­рил­ла Алек­сан­д­рий­ско­го, а так­же – на все Кни­ги Царств, 1-ю и 2-ю Кни­ги Па­ра­ли­по­ме­нон, Кни­гу про­ро­ка Исайи и Песнь пес­ней. Др. из­вест­ные со­ста­ви­те­ли К. на греч. яз.: Олим­пио­дор Алек­сан­д­рий­ский (6 в.), Ио­анн Друн­га­рий (7 в.), Ан­д­рей Пре­сви­тер (7–8 вв.) и Ни­ки­та Ге­рак­лий­ский (11 – нач. 12 вв.). Пер­вые из­вест­ные К. на лат. яз. бы­ли соз­да­ны в 1-й пол. 8 в. Бе­дой Дос­то­поч­тен­ным. Сре­ди со­ста­ви­те­лей лат. К. 8–9 вв. – Ал­ку­ин, Клав­дий Ту­рин­ский (ум. ок. 827), Ра­бан Мавр и Ва­лаф­рид Стра­бон. На­чи­ная с кон. 9 в. поч­ти ка­ж­дый спи­сок Свя­щен­но­го Пи­са­ния на лат. яз. со­дер­жал К. В 11 в. на За­па­де на­чал­ся но­вый пе­ри­од ак­тив­но­го со­став­ле­ния К., дос­тиг­ший куль­ми­на­ции в твор­че­ст­ве Фо­мы Ак­вин­ско­го (13 в.). Из сир. со­ста­ви­те­лей К. наи­бо­лее из­вест­ны ан­ти­охий­ский мо­нах Се­вер (9 в.), митр. Дио­ни­сий бар-Са­ли­би (12 в.).

Зна­чит. часть древ­них ком­мен­та­ри­ев на Свя­щен­ное Пи­са­ние со­хра­ни­лась в ви­де К., ко­то­рые, т. о., яв­ля­ют­ся важ­ным ис­точ­ни­ком по древ­не­хри­сти­ан­ской эк­зе­ге­зе. Кро­ме то­го, изу­че­ние ру­ко­пис­ной тра­ди­ции К. име­ет су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние для биб­лей­ской тек­сто­ло­гии.

Лит.: Péronne J. M. Chaîne d’or sur les psau­mes. P., 1879. Vol. 1–3; Karo G., Lietz­mann H. Catenarum graecarum catalogus. Gött., 1903; Gesù Cristo nelle ss. Scritture e nei ss. Padri e dot­tori / A cura G. Bellino. Torino, 1912–1915. Vol. 1–9; Devresse R. Chaînes exégétiques gre­cques // Dictionnaire de la Bible. Supplément. P., 1928. Vol. 1; Reuss J. Matthaeus-, Markus- und Johannes-Katenen. Münster, 1941; Thomae Aquinatis. Catena aurea in quatuor Evangelia. Taurini, 1953. Vol. 1–2.

Вернуться к началу