КАТЕ́НЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТЕ́НЫ (лат. catenae patrum, греч. ἅλυσις, σειρά – «цепочки» из творений святых отцов), выдержки из творений святых отцов христианской Церкви и др. древних авторов как комментарии на определённый фрагмент Священного Писания, помещавшиеся на полях рядом с библейским текстом.
Впервые слово «К.» в таком значении было употреблено в кон. 15 в. в первом печатном издании «Catena Aurea» («Золотая цепь») – постишном комментарии к Четвероевангелию Фомы Аквинского. Существуют К. на греч., лат., сир. и арм. языках. Не все дошедшие доныне К. надписаны именами цитируемых авторов.
Первые К. на греч. яз. появились в кон. 5 в. Одним из крупнейших их составителей был Прокопий Газский (ум. ок. 538), создавший толкования на Пятикнижие, книги пророка Осии, Судей и Руфь на основе трудов Василия Великого, Григория Нисского и Кирилла Александрийского, а также – на все Книги Царств, 1-ю и 2-ю Книги Паралипоменон, Книгу пророка Исайи и Песнь песней. Др. известные составители К. на греч. яз.: Олимпиодор Александрийский (6 в.), Иоанн Друнгарий (7 в.), Андрей Пресвитер (7–8 вв.) и Никита Гераклийский (11 – нач. 12 вв.). Первые известные К. на лат. яз. были созданы в 1-й пол. 8 в. Бедой Достопочтенным. Среди составителей лат. К. 8–9 вв. – Алкуин, Клавдий Туринский (ум. ок. 827), Рабан Мавр и Валафрид Страбон. Начиная с кон. 9 в. почти каждый список Священного Писания на лат. яз. содержал К. В 11 в. на Западе начался новый период активного составления К., достигший кульминации в творчестве Фомы Аквинского (13 в.). Из сир. составителей К. наиболее известны антиохийский монах Север (9 в.), митр. Дионисий бар-Салиби (12 в.).
Значит. часть древних комментариев на Священное Писание сохранилась в виде К., которые, т. о., являются важным источником по древнехристианской экзегезе. Кроме того, изучение рукописной традиции К. имеет существенное значение для библейской текстологии.