ОСМОГЛА́СИЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСМОГЛА́СИЕ (позднегреческое ὀϰτώηχος, букв. – восьмигласие), в практике православного богослужения система распределения песнопений по восьми гласам. Зафиксирована в литургич. и певческих книгах (напр., в Октоихе). В Византии и Древней Руси песнопения одного гласа пелись в течение недели, после чего их сменяли песнопения следующего по номеру гласа. Восьминедельный цикл песнопений с 1-го по 8-й гласы образовывал т. н. столп; песнопения праздников по гласу могли не совпадать с недельными. Муз.-логич. принципы объединения разл. песнопений в группу того или иного гласа неочевидны и составляют предмет науч. дискуссии. В Византии песнопения О. группировались, вероятнее всего, по принадлежности к одному монодическому модальному ладу – гласу (византийскому О. типологически родственна 8-ладовая система григорианского хорала). Расшифровки рус. нотных памятников позднего происхождения (напр., пометных рукописей 2-й пол. 17 в.) позволяют предполагать, что гл. принципом было использование для каждого гласа совокупности присущих именно данному гласу мелодич. формул (попевок, лиц, фит). В процессе развития церковного пения в России мелодич. формулы утратили привязку к гласу (одна и та же попевка могла встретиться в песнопениях, приписанных разным гласам), а некоторые виды распевов (напр., демественный распев) вообще не подчинялись системе О., хотя и могли содержать указание на глас.