Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСМОГЛА́СИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 547

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОСМОГЛА́СИЕ (позд­нег­ре­че­ское ϰτηχος, букв. – вось­ми­гла­сие), в прак­ти­ке пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния сис­те­ма рас­пре­де­ле­ния пес­но­пе­ний по вось­ми гла­сам. За­фик­си­ро­ва­на в ли­тур­гич. и пев­че­ских кни­гах (напр., в Ок­тои­хе). В Ви­зан­тии и Древ­ней Ру­си пес­но­пе­ния од­но­го гла­са пе­лись в те­че­ние не­де­ли, по­сле че­го их сме­ня­ли пес­но­пе­ния сле­дую­ще­го по но­ме­ру гла­са. Вось­ми­не­дель­ный цикл пес­но­пе­ний с 1-го по 8-й гла­сы об­ра­зо­вы­вал т. н. столп; пес­но­пе­ния празд­ни­ков по гла­су мог­ли не сов­па­дать с не­дель­ны­ми. Муз.-ло­гич. прин­ци­пы объ­е­ди­не­ния разл. пес­но­пе­ний в груп­пу то­го или ино­го гла­са не­оче­вид­ны и со­став­ля­ют пред­мет на­уч. дис­кус­сии. В Ви­зан­тии пес­нопе­ния О. груп­пи­ро­ва­лись, ве­ро­ят­нее все­го, по при­над­леж­но­сти к од­но­му мо­но­ди­че­ско­му мо­даль­но­му ла­ду – гла­су (ви­зан­тий­ско­му О. ти­по­ло­ги­че­ски род­ст­вен­на 8-ла­до­вая сис­те­ма гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла). Рас­шиф­ров­ки рус. нот­ных па­мят­ни­ков позд­не­го про­ис­хо­ж­де­ния (напр., по­мет­ных ру­ко­пи­сей 2-й пол. 17 в.) по­зво­ля­ют пред­по­ла­гать, что гл. прин­ци­пом бы­ло ис­поль­зо­ва­ние для ка­ж­до­го гла­са со­во­куп­но­сти при­су­щих имен­но дан­но­му гла­су ме­ло­дич. фор­мул (по­пе­вок, лиц, фит). В про­цес­се раз­ви­тия цер­ков­но­го пе­ния в Рос­сии ме­ло­дич. фор­му­лы ут­ра­ти­ли при­вяз­ку к гла­су (од­на и та же по­пев­ка мог­ла встре­тить­ся в пес­но­пе­ни­ях, при­пи­сан­ных раз­ным гла­сам), а не­ко­то­рые ви­ды рас­пе­вов (напр., де­ме­ст­вен­ный рас­пев) во­об­ще не под­чи­ня­лись сис­те­ме О., хо­тя и мог­ли со­дер­жать ука­за­ние на глас.

Лит.: Ме­тал­лов ВМ. Ос­мо­гла­сие зна­мен­но­го рас­пе­ва. М., 1899; Raasted J. Intonational formulas and modal signatures in Byzantine mu­sical manuscripts // Monumenta musicae By­zantinae. Subsidia. Cph., 1966. Vol. 7; Про­то­по­пов В. В. О му­зы­каль­ной сис­те­ме ос­мо­гла­сия в древ­не­рус­ских пес­но­пе­ни­ях (зна­мен­ный рас­пев) // Musica Antiqua Europae Orien­ta­lis. Bydgoszcz, 1988. Vol. 8; он же. Сис­те­ма ос­мо­гла­сия в пес­но­пе­ни­ях рус­ской ли­тур­гии XVII в. // Гим­но­ло­гия. М., 2000. Вып. 1. Кн. 2.

Вернуться к началу