Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВСЕ́НОЩНОЕ БДЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 53

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Желтов, Е. И. Коляда

ВСЕ́НОЩНОЕ БДЕ́НИЕ [греч. ἀγρυπνία, παννυχίς; лат. vigilia], в ши­ро­ком смыс­ле сло­ва – ас­ке­ти­че­ская прак­ти­ка, со­стоя­щая в от­ка­зе от сна и про­дол­жи­тель­ном мо­лит­во­сло­вии в ноч­ное вре­мя су­ток; в уз­ком смыс­ле – од­но из бо­го­слу­же­ний пра­во­слав­ной церк­ви, осо­бый ком­плекс служб су­точ­но­го кру­га, со­вер­шае­мый на­ка­ну­не празд­нич­ных дней, ко­то­рый дол­жен, со­глас­но ус­тав­ным ука­за­ни­ям, про­дол­жать­ся от за­хо­да солн­ца до рас­све­та.

Хо­тя в Вет­хом За­ве­те име­ют­ся упо­ми­на­ния слу­ча­ев мо­лит­вы сре­ди но­чи (Пс. 62:7; 87:2; 91:3; 118:55, 62, 148; 133:1; Не­ем. 1:6), пер­вые све­де­ния о ре­гу­ляр­ных ноч­ных служ­бах в иу­дей­ской тра­ди­ции по­яв­ля­ют­ся в кум­ран­ских ру­ко­пи­сях. В Но­вом За­ве­те не­од­но­крат­но по­ве­ст­ву­ет­ся о том, как в осо­бых слу­ча­ях на про­тя­же­нии всей но­чи мо­ли­лись Ии­сус Хри­стос (Лк. 6:12; 9:28; Мф. 26:36) и апо­сто­лы (Де­ян. 16:25; ср.: 2 Кор. 6:5; 11:27). В ря­де хри­сти­ан­ских па­мят­ни­ков 3–5 вв. мо­лит­ва сре­ди но­чи опи­сы­ва­ет­ся как об­ще­при­ня­тая тра­ди­ция.

Со­вер­ше­ние В. б., со­глас­но сло­жив­ше­му­ся в прак­ти­ке па­ле­стин­ских мо­на­сты­рей 6–11 вв. чи­ну, ста­ло ха­рак­тер­ной чер­той Ие­ру­са­лим­ско­го ус­та­ва (вос­хо­дит к 11 в.), ко­то­рый в 12–14 вв. был при­нят по­всю­ду в пра­во­слав­ной церк­ви. В. б. здесь со­сто­ит из ве­чер­ни, ут­ре­ни и 1-го ча­са; ве­чер­ня и ут­ре­ня слу­жат­ся по празд­нич­но­му чи­ну и объ­е­ди­ня­ют­ся в еди­ное це­лое; осо­бой чер­той ве­чер­ни в со­ста­ве бде­ния яв­ля­ет­ся, по­ми­мо про­че­го, на­ли­чие ли­тии и бла­го­сло­ве­ния хле­бов.

Со­глас­но при­ня­то­му в Рус. церк­ви Ти­пи­ко­ну, В. б. долж­но со­вер­шать­ся под вос­крес­ные дни, под дни дву­на­де­ся­тых, ве­ли­ких и пре­столь­ных празд­ни­ков. В совр. прак­ти­ке РПЦ В. б. обыч­но со­вер­ша­ет­ся во все эти дни, но в той или иной сте­пе­ни со­кра­ща­ет­ся; в греч. при­ход­ской прак­ти­ке – толь­ко в осо­бых слу­ча­ях, то­гда как нор­мой яв­ля­ет­ся раз­дель­ное слу­же­ние ве­чер­ни и ут­ре­ни в своё вре­мя (ес­ли бде­ние всё же слу­жит­ся, оно бы­ва­ет но­чью). В мо­нас­ты­рях Афо­на при­ня­та та­кая прак­ти­ка, ко­гда В. б. по пол­но­му чи­ну (про­дол­жаю­щее­ся бо­лее 10 ча­сов) со­вер­ша­ет­ся лишь неск. раз в го­ду в важ­ней­шие празд­ни­ки; в не­ко­то­рые др. празд­ни­ки и в вос­крес­ные дни пе­рио­да Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­ша­ет­ся бде­ние от за­хо­да солн­ца и при­мер­но до се­ре­ди­ны но­чи; в ос­таль­ные празд­ни­ки и вос­крес­ные дни ве­чер­ня и ут­ре­ня слу­жат­ся раз­дель­но.

На празд­ни­ки Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, Бо­го­яв­ле­ния, Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (ес­ли оно при­хо­дит­ся на буд­ний день Ве­ли­ко­го по­ста) В. б. со­сто­ит из ве­ли­ко­го по­ве­че­рия, 2-й час­ти ве­чер­ни (на­чи­ная с ли­тии), ут­ре­ни и 1-го ча­са; оп­ре­де­лён­ную па­рал­лель та­ко­му по­ряд­ку В. б. мож­но най­ти в па­мят­ни­ках ма­ло­азий­ской ре­дак­ции Сту­дий­ско­го ус­та­ва. Со­вер­шен­но осо­бый ха­рак­тер име­ет пас­халь­ное бде­ние (см. Пас­ха), со­вер­шае­мое в Ве­ли­кую суб­бо­ту и со­стоя­щее из ве­ли­кой ве­чер­ни, ли­тур­гии свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, бла­го­сло­ве­ния хле­бов, ве­ли­ко­го чте­ния из Дея­ний свя­тых Апо­сто­лов и пан­ни­хис (т. н. пас­халь­ная по­лу­нощ­ни­ца).

На Ру­си до 17 в. пес­но­пе­ния В. б. ис­пол­ня­лись пре­им. од­но­го­лос­но зна­мен­ным рас­пе­вом, ино­гда – пу­те­вым и де­ме­ст­вен­ным рас­пе­ва­ми. С 1680-х гг. бы­ли вве­де­ны ран­ние ви­ды пар­тес­но­го пе­ния (гар­мо­ни­за­ции ме­ло­дий ки­ев­ско­го, гре­че­ско­го, бол­гар­ско­го и др. рас­пе­вов). В 18 в. Д. С. Борт­нян­ский, С. А. Дег­тя­рёв, А. Л. Ве­дель соз­да­ва­ли отд. пес­но­пе­ния В. б., в 1-й пол. 19 в. но­вая музы­ка для этой служ­бы поч­ти не со­чи­ня­лась. Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. впер­вые по­я­ви­лись цик­лы пес­но­пе­ний В. б., при­над­ле­жав­шие од­но­му ком­по­зи­то­ру; не­ред­ко ав­то­ры та­ких со­чи­не­ний ис­поль­зо­ва­ли тра­диц. рас­пе­вы. Вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ные об­раз­цы му­зы­ки для В. б. соз­да­ли П. И. Чай­ков­ский, А. Д. Кас­таль­ский, А. Т. Гре­ча­ни­нов, М. М. Ип­по­ли­тов-Ива­нов, П. Г. Чес­но­ков, выс­шим дос­тиже­ни­ем ста­ло «Все­нощ­ное бде­ние» С. В. Рах­ма­ни­но­ва, в ко­то­ром ком­по­зи­тор обоб­щил мно­го­ве­ко­вой опыт рус. пев­че­ской куль­ту­ры (1915).

Лит.: Ска­бал­ла­но­вич М. Тол­ко­вый Ти­пи­кон. К., 1910–1915. Вып. 1–3; Baumstark A. Nocturna laus: Typen frühchristlichen Vigi­lien­feier und ihr Fortleben vor allem im römischen und monastischen Ritus. Münster, 1957; Ус­пен­ский Н. Д. Чин все­нощ­но­го бде­ния (‘Ηᾀγρυπνία) на пра­во­слав­ном Вос­то­ке и в Рус­ской Церк­ви // Бо­го­слов­ские тру­ды. М., 1978. Сб. 18–19; Taft R. F. The liturgy of the hours in East and West: the origins of the ­divine office and its meaning for today. Col­le­geville, 1986; Пент­ков­ский А. М. Ие­ру­са­лим­ский Ти­пи­кон в Кон­стан­ти­но­по­ле в па­лео­ло­гов­ский пе­ри­од // Жур­нал Мо­с­ков­ской Пат­ри­ар­хии. 2003. № 5; Все­нощ­ное бде­ние // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2005. Т. 9.

Вернуться к началу