ВСЕ́НОЩНОЕ БДЕ́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВСЕ́НОЩНОЕ БДЕ́НИЕ [греч. ἀγρυπνία, παννυχίς; лат. vigilia], в широком смысле слова – аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в узком смысле – одно из богослужений православной церкви, особый комплекс служб суточного круга, совершаемый накануне праздничных дней, который должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета.
Хотя в Ветхом Завете имеются упоминания случаев молитвы среди ночи (Пс. 62:7; 87:2; 91:3; 118:55, 62, 148; 133:1; Неем. 1:6), первые сведения о регулярных ночных службах в иудейской традиции появляются в кумранских рукописях. В Новом Завете неоднократно повествуется о том, как в особых случаях на протяжении всей ночи молились Иисус Христос (Лк. 6:12; 9:28; Мф. 26:36) и апостолы (Деян. 16:25; ср.: 2 Кор. 6:5; 11:27). В ряде христианских памятников 3–5 вв. молитва среди ночи описывается как общепринятая традиция.
Совершение В. б., согласно сложившемуся в практике палестинских монастырей 6–11 вв. чину, стало характерной чертой Иерусалимского устава (восходит к 11 в.), который в 12–14 вв. был принят повсюду в православной церкви. В. б. здесь состоит из вечерни, утрени и 1-го часа; вечерня и утреня служатся по праздничному чину и объединяются в единое целое; особой чертой вечерни в составе бдения является, помимо прочего, наличие литии и благословения хлебов.
Согласно принятому в Рус. церкви Типикону, В. б. должно совершаться под воскресные дни, под дни двунадесятых, великих и престольных праздников. В совр. практике РПЦ В. б. обычно совершается во все эти дни, но в той или иной степени сокращается; в греч. приходской практике – только в особых случаях, тогда как нормой является раздельное служение вечерни и утрени в своё время (если бдение всё же служится, оно бывает ночью). В монастырях Афона принята такая практика, когда В. б. по полному чину (продолжающееся более 10 часов) совершается лишь неск. раз в году в важнейшие праздники; в некоторые др. праздники и в воскресные дни периода Великого поста совершается бдение от захода солнца и примерно до середины ночи; в остальные праздники и воскресные дни вечерня и утреня служатся раздельно.
На праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения Пресвятой Богородицы (если оно приходится на будний день Великого поста) В. б. состоит из великого повечерия, 2-й части вечерни (начиная с литии), утрени и 1-го часа; определённую параллель такому порядку В. б. можно найти в памятниках малоазийской редакции Студийского устава. Совершенно особый характер имеет пасхальное бдение (см. Пасха), совершаемое в Великую субботу и состоящее из великой вечерни, литургии свт. Василия Великого, благословения хлебов, великого чтения из Деяний святых Апостолов и паннихис (т. н. пасхальная полунощница).
На Руси до 17 в. песнопения В. б. исполнялись преим. одноголосно знаменным распевом, иногда – путевым и демественным распевами. С 1680-х гг. были введены ранние виды партесного пения (гармонизации мелодий киевского, греческого, болгарского и др. распевов). В 18 в. Д. С. Бортнянский, С. А. Дегтярёв, А. Л. Ведель создавали отд. песнопения В. б., в 1-й пол. 19 в. новая музыка для этой службы почти не сочинялась. Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. впервые появились циклы песнопений В. б., принадлежавшие одному композитору; нередко авторы таких сочинений использовали традиц. распевы. Высокохудожественные образцы музыки для В. б. создали П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов, П. Г. Чесноков, высшим достижением стало «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова, в котором композитор обобщил многовековой опыт рус. певческой культуры (1915).