БОРТНЯ́НСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОРТНЯ́НСКИЙ Дмитрий Степанович [1751, Глухов – 28.9(10.10).1825, С.-Петербург], рос. композитор, дирижёр, певец. Его отец, казак, служил гетману К. Г. Разумовскому. С 6 лет обучался в Певческой школе г. Глухов, в 1758 взят «малым певчим» в Придворную певческую капеллу в С.-Петербурге, где наряду с пением и муз. теорией (предположительно под рук. М. Ф. Полторацкого, Г. Ф. Раупаха, Й. Штарцера) обучался актёрскому иск-ву (у И. А. Дмитревского). Б. был благосклонно принят при дворе, участвовал в придворном музицировании, в 1764 выступил в гл. роли в опере «Альцеста» Раупаха (рус. либретто А. П. Сумарокова). С 1765 занимался композицией под рук. прибывшего в С.-Петербург Б. Галуппи. В 1768 отправлен совершенствоваться в Италию, там продолжал учиться у Галуппи, написал 3 оперы-сериа – «Креонт» (1776), «Алкид» (1778; обе пост. в Венеции), «Квинт Фабий» (1779, пост. в Модене). Вернувшись в С.-Петербург в 1779, преподнёс имп. Екатерине II свои итал. сочинения и получил должность капельмейстера Придворной капеллы. 1780-е – 1-я пол. 1790-х гг. – время расцвета хорового творчества Б. В этот период он создал бóльшую часть (св. 30) своих хоровых концертов. В 1784 – сер. 1790-х гг. Б. был также капельмейстером «малого двора» в Павловске и Гатчине, сочинял камерную инструментальную музыку, устраивал концерты. Был учителем музыки вел. кн. Марии Фёдоровны, написал для неё альбом пьес (сохранилось 3 сонаты для клавесина). Среди сочинений тех лет: Квинтет для фп., арфы, скрипки, виолы да гамба и виолончели (1787); Концертная симфония для клавиоргана (fortepiano organisé), 2 скрипок, арфы, виолы да гамба, фагота и виолончели (1790); песни и романсы (на франц. яз.; опубл. в 1793). В 1786–87 написал 3 оперы, ориентированные на стиль франц. комич. оперы: «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник» (поставлены в Павловске и Гатчине при непосредств. участии автора). С сер. 1790-х гг. уделял много внимания обществ. деятельности, посещал собрания петерб. Музыкального клуба (его членами были Д. И. Фонвизин, А. С. Строганов, Дмитревский). Предположительно состоял в масонской ложе: написал гимн на стихи М. М. Хераскова «Коль славен наш Господь в Сионе», которым сопровождались торжеств. масонские ритуалы. В 1796, с воцарением Павла I, назначен «директором вокальной музыки» и управляющим Придворной певческой капеллы (оставался на этом посту до 1825). С 1806 д. стат. сов. Среди поздних сочинений: 2 литургии («Простое пение», 1814, и «Обедня», 1815), патриотич. песня «Певец во стане русских воинов» на текст В. А. Жуковского (опубл. в 1813), духовные гимны.
Б. вошёл в историю прежде всего как автор хоровых концертов (35 четырёхголосных и 10 для двух хоров), самый известный из которых – «Вскую прискорбна еси» (№ 33). Он в совершенстве владел всеми светскими и духовными жанрами и муз. формами (в т. ч. полифоническими) своего времени. Галантная и изящная инструментальная музыка Б. ориентирована на модели зап.-европ. классицизма. В вокальных сочинениях Б. присущие рус. музыке кон. 18 в. черты сентиментальности и пасторальности сочетаются с мелодич. интонациями, восходящими к укр. городской песне.