ДМИТРЕ́ВСКИЙ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДМИТРЕ́ВСКИЙ Иван Афанасьевич [20. 2(3.3).1736, Ярославль – 27.10(8.11).1821, С.-Петербург], рос. актёр, театральный и лит. деятель, переводчик, педагог, д. чл. Рос. академии (1802). Родился в семье дьякона. В 1751 окончил Ростовскую духовную семинарию. В 1749–51 участвовал в спектаклях ярославской труппы «охотников» под рук. Ф. Г. Волкова. Вместе с ней указом имп. Елизаветы в янв. 1752 вызван в С.-Петербург, где был оставлен в числе 4 самых талантливых членов этой труппы и отдан в Сухопутный кадетский корпус для продолжения образования; среди прочих предметов обучался «тражедии» под рук. А. П. Сумарокова. Вошёл в труппу учреждённого 30.8.1756 «Русского для представления трагедий и комедий театра». После смерти Волкова (апр. 1763) стал «первым придворным российского театра актёром». Видный представитель рус. классицизма, играл гл. роли в трагедиях Сумарокова (Синав – «Синав и Трувор», Оскольд – «Семира», Вышеслав – «Вышеслав», Димитрий – «Димитрий Самозванец», Мстислав – «Мстислав»), а также в комедиях, в которых считался одним из лучших рус. исполнителей (Альцест – «Мизантроп, или Нелюдим» Мольера, Дорант – «Ревнивый, из заблуждения выведенный» Ж. Кампистрона, Менехм – «Менехмы, или Близнецы» Ж. Ф. Реньяра, Добросердов – «Мот, любовью исправленный» и Неумолков – «Пустомеля» В. И. Лукина). Д. было свойственно тонкое чувство стиля и жанра. Первым из рус. актёров представлял отеч. театр за границей, куда выезжал дважды: с сент. 1765 по окт. 1766 – «смотреть английского и французского театру», и с окт. 1767 по май 1768 – выписать труппу франц. актёров к рус. двору. После возвращения из Европы, где Д. познакомился с исполнительским иск-вом А. Л. Лекена, Дюмениль, Клерон, Ф. Р. Моле, Д. Гаррика и др., им была «декламация вычищена, исправлена и приведена в совершенство» (А. Ф. Малиновский). Однако в 1770-х гг. Д. много играл в «мещанских драмах» и «слёзных комедиях» (граф Кларандон – «Евгения» П. Бомарше, Беверлей – «Беверлей» Б. Ж. Сорена), вызывавших яростные нападки классицистов. В 1782–83 Д. возглавлял Вольный рос. театр в С.-Петербурге на Царицыном лугу (где в 1782 впервые поставил в свой бенефис «Недоросля» Д. И. Фонвизина и сыграл роль Стародума). Среди др. ролей: Клитандр («Любовь Доктор» Мольера), Аполлон («Новые лавры» Сумарокова, муз. Г. Ф. Раупаха и Й. Старцера), Азиятец («Прибежище добродетели», опера-балет Сумарокова, Ф. А. К. Гильфердинга, муз. Раупаха), Артимон («Опекун обманут, бит и доволен» Ф. Данкура), граф Новосёлов («Наказанная вертопрашка» Б. Е. Ельчанинова), Всезнай («Лжеучёный» Ж. Дювора). В авг. 1783 назначен инспектором рос. труппы. В марте 1784 Д. поручили «обучать находящихся при театральной школе учеников и учениц декламации и действованию». В янв. 1787 уволен на пенсион, но продолжал выступать и преподавать. С окт. 1791 гл. режиссёр, надзирающий «над всеми российскими зрелищами и школою». В эти годы сыграл роль Досажаева (по «Школе злословия» Р. Б. Шеридана), которую считают лучшей из его ролей. Последний раз вышел на сцену в авг. 1812 в роли Усердова в драме «Всеобщее ополчение» С. И. Висковатова.
Лит. деятельность Д. начал в 1759, напечатав элегию «Предвестия для нас плачевные свершились…» и три перевода из англ. ж. «The Spectator». Среди трудов: аллегорич. пролог на выздоровление вел. кн. Павла Петровича «Непостижимость судьбы» (1772), переводы пьес К. Гольдони, М. Кольтеллини, Детуша, Б. Ж. Сорена, Л. да Понте. Д. был в дружеских отношениях со мн. литераторами (И. А. Крылов, Г. Р. Державин и др.), входил в об-во «Беседа любителей русского слова». Для Рос. академии писал отзывы о драматич. и лингвистич. сочинениях, на её торжеств. собрании в дек. 1807 произнёс «Слово похвальное А. П. Сумарокову» (издано в том же году). Мн. сочинения Д. не сохранились, в т. ч. «История российского театра», над которой он работал ок. 20 лет.
Педагогич. деятельность Д. начал в 1770-х гг.: преподавал сценич. иск-во питомцам Моск. воспитательного дома, составившим труппу Вольного рос. театра в С.-Петербурге (1780–83) и вошедшим затем в состав придворного рус. театра.