Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДМИТРЕ́ВСКИЙ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 121

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова, В. Л. Коровин
И. А. Дмитревский. ЛитографияП. Ф. Бореля. 1860-е гг.

ДМИТРЕ́ВСКИЙ Иван Афа­нась­е­вич [20. 2(3.3).1736, Яро­славль – 27.10(8.11).1821, С.-Пе­тер­бург], рос. ак­тёр, те­ат­раль­ный и лит. дея­тель, пе­ре­во­дчик, пе­да­гог, д. чл. Рос. ака­де­мии (1802). Ро­дил­ся в се­мье дья­ко­на. В 1751 окон­чил Рос­тов­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1749–51 уча­ст­во­вал в спек­так­лях яро­слав­ской труп­пы «охот­ни­ков» под рук. Ф. Г. Вол­ко­ва. Вме­сте с ней ука­зом имп. Ели­за­ве­ты в янв. 1752 вы­зван в С.-Пе­тер­бург, где был ос­тав­лен в чис­ле 4 са­мых та­лант­ли­вых чле­нов этой труп­пы и от­дан в Су­хо­пут­ный ка­дет­ский кор­пус для про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния; сре­ди про­чих пред­ме­тов обу­чал­ся «тра­же­дии» под рук. А. П. Су­ма­ро­ко­ва. Во­шёл в труп­пу уч­ре­ж­дён­но­го 30.8.1756 «Рус­ско­го для пред­став­ле­ния тра­ге­дий и ко­ме­дий те­ат­ра». По­сле смер­ти Вол­ко­ва (апр. 1763) стал «пер­вым при­двор­ным рос­сий­ско­го те­ат­ра ак­тё­ром». Вид­ный пред­ста­ви­тель рус. клас­си­циз­ма, иг­рал гл. ро­ли в тра­ге­ди­ях Су­ма­ро­ко­ва (Си­нав – «Си­нав и Тру­вор», Ос­кольд – «Се­ми­ра», Вы­ше­слав – «Вы­ше­слав», Ди­мит­рий – «Ди­мит­рий Са­мо­зва­нец», Мсти­слав – «Мсти­слав»), а так­же в коме­ди­ях, в ко­то­рых счи­тал­ся од­ним из луч­ших рус. ис­пол­ни­те­лей (Аль­цест – «Ми­зан­троп, или Не­лю­дим» Моль­е­ра, До­рант – «Рев­ни­вый, из за­блу­ж­дения вы­ве­ден­ный» Ж. Кам­пис­тро­на, Менехм – «Ме­нех­мы, или Близ­не­цы» Ж. Ф. Рень­я­ра, Доб­ро­сер­дов – «Мот, лю­бо­вью ис­прав­лен­ный» и Не­умол­ков – «Пус­то­ме­ля» В. И. Лу­ки­на). Д. бы­ло свой­ст­вен­но тон­кое чув­ст­во сти­ля и жан­ра. Пер­вым из рус. ак­тё­ров пред­став­лял отеч. те­атр за гра­ни­цей, ку­да вы­ез­жал два­ж­ды: с сент. 1765 по окт. 1766 – «смот­реть анг­лий­ско­го и фран­цуз­ско­го те­ат­ру», и с окт. 1767 по май 1768 – вы­пи­сать труп­пу франц. ак­тё­ров к рус. дво­ру. По­сле воз­вра­ще­ния из Ев­ро­пы, где Д. по­зна­ко­мил­ся с ис­пол­ни­тель­ским иск-вом А. Л. Ле­ке­на, Дю­ме­ниль, Кле­рон, Ф. Р. Мо­ле, Д. Гар­ри­ка и др., им бы­ла «дек­ла­ма­ция вы­чи­ще­на, ис­прав­ле­на и при­ве­де­на в со­вер­шен­ст­во» (А. Ф. Ма­ли­нов­ский). Од­на­ко в 1770-х гг. Д. мно­го иг­рал в «ме­щан­ских дра­мах» и «слёз­ных ко­ме­ди­ях» (граф Кла­ран­дон – «Ев­ге­ния» П. Бо­мар­ше, Бе­вер­лей – «Бе­вер­лей» Б. Ж. Со­ре­на), вы­зы­вав­ших яро­ст­ные на­пад­ки клас­си­ци­стов. В 1782–83 Д. воз­глав­лял Воль­ный рос. те­атр в С.-Пе­тер­бур­ге на Ца­ри­цы­ном лу­гу (где в 1782 впер­вые по­ста­вил в свой бе­не­фис «Не­до­рос­ля» Д. И. Фон­ви­зи­на и сыг­рал роль Ста­ро­ду­ма). Сре­ди др. ро­лей: Кли­тандр («Лю­бовь Док­тор» Моль­е­ра), Апол­лон («Но­вые лав­ры» Су­ма­ро­ко­ва, муз. Г. Ф. Рау­па­ха и Й. Стар­це­ра), Азия­тец («При­бе­жи­ще доб­ро­де­те­ли», опе­ра-ба­лет Су­ма­ро­ко­ва, Ф. А. К. Гиль­фер­дин­га, муз. Рау­па­ха), Ар­ти­мон («Опе­кун об­ма­нут, бит и до­во­лен» Ф. Дан­ку­ра), граф Но­во­сё­лов («На­ка­зан­ная вер­то­праш­ка» Б. Е. Ель­ча­ни­но­ва), Все­знай («Лже­учё­ный» Ж. Дю­во­ра). В авг. 1783 на­зна­чен ин­спек­то­ром рос. труп­пы. В мар­те 1784 Д. по­ру­чи­ли «обу­чать на­хо­дя­щих­ся при те­ат­раль­ной шко­ле уче­ни­ков и уче­ниц дек­ла­ма­ции и дей­ст­во­ва­нию». В янв. 1787 уво­лен на пен­си­он, но про­дол­жал вы­сту­пать и пре­по­да­вать. С окт. 1791 гл. ре­жис­сёр, над­зи­раю­щий «над все­ми рос­сий­ски­ми зре­ли­ща­ми и шко­лою». В эти го­ды сыг­рал роль До­са­жае­ва (по «Шко­ле зло­сло­вия» Р. Б. Ше­ри­да­на), ко­то­рую счи­та­ют луч­шей из его ро­лей. По­след­ний раз вы­шел на сце­ну в авг. 1812 в ро­ли Усер­до­ва в дра­ме «Все­об­щее опол­че­ние» С. И. Вис­ко­ва­то­ва.

Лит. дея­тель­ность Д. на­чал в 1759, на­пе­ча­тав эле­гию «Пред­вес­тия для нас пла­чев­ные свер­ши­лись…» и три пе­ре­во­да из англ. ж. «The Spectator». Сре­ди тру­дов: ал­ле­го­рич. про­лог на вы­здо­ров­ле­ние вел. кн. Пав­ла Пет­ро­ви­ча «Не­по­сти­жи­мость судь­бы» (1772), пе­ре­во­ды пьес К. Голь­до­ни, М. Коль­тел­ли­ни, Де­ту­ша, Б. Ж. Со­ре­на, Л. да Пон­те. Д. был в дру­же­ских от­но­ше­ни­ях со мн. ли­те­ра­то­ра­ми (И. А. Кры­лов, Г. Р. Дер­жа­вин и др.), вхо­дил в об-во «Бе­се­да лю­би­те­лей рус­ско­го сло­ва». Для Рос. ака­де­мии пи­сал от­зы­вы о дра­ма­тич. и лин­гвис­тич. со­чи­не­ни­ях, на её тор­жеств. со­б­ра­нии в дек. 1807 про­из­нёс «Сло­во по­хваль­ное А. П. Су­ма­ро­ко­ву» (из­да­но в том же го­ду). Мн. со­чи­не­ния Д. не со­хра­ни­лись, в т. ч. «Ис­то­рия рос­сий­ско­го те­ат­ра», над ко­то­рой он ра­бо­тал ок. 20 лет.

Пе­да­го­гич. дея­тель­ность Д. на­чал в 1770-х гг.: пре­по­да­вал сце­нич. иск-во пи­том­цам Моск. вос­пи­та­тель­но­го до­ма, со­ста­вив­шим труп­пу Воль­но­го рос. те­ат­ра в С.-Пе­тер­бур­ге (1780–83) и во­шед­шим за­тем в со­став при­двор­но­го рус. те­ат­ра.

Лит.: Из­вес­тие о жиз­ни И. А. Дмит­рев­ско­го, Рос­сий­ской Им­пе­ра­тор­ской ака­де­мии, мно­гих уче­ных со­сло­вий чле­на и зна­ме­ни­то­го ак­те­ра. СПб., 1822; Ко­ни ФА. Био­гра­фия И. А. Дмит­рев­ско­го // Пан­те­он рус­ско­го и всех ев­ро­пей­ских те­ат­ров. 1840. Ч. 1. № 3; Все­во­лод­ский-Герн­г­росс ВН. И. А. Дмит­рев­ский. Бер­лин, 1923; он же. И. А. Дмит­рев­ской. М.; Л., 1945; Ф. Г. Вол­ков и рус­ский те­атр его вре­ме­ни. М., 1953; Жи­ха­рев СП. За­пис­ки со­вре­мен­ни­ка: В 2 т. Л., 1989; Ку­ли­ко­ва КФ. Рос­сий­ско­го те­ат­ра пер­вые ак­те­ры. Л., 1991; Ста­ри­ко­ва ЛМ. Те­атр в Рос­сии XVIII в. М., 1997.

Вернуться к началу