«ОХО́ТНИКИ»
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ОХО́ТНИКИ», любительские и полупрофессиональные актёрские труппы в России в нач. 1730-х гг. и в нач. 1770-х гг. В историч. исследованиях упоминаются под названиями «партикулярные» (т. е. частные, вольные, независимые, гражданские), «городские демократические», «труппы охочих комедиантов»; современники называли участников подобных трупп «О.». Их деятельность явилась переходной ступенью от любительского театра к профессиональному. В существовании трупп «О.» можно выделить 2 периода. Для раннего (чисто любительского) – с нач. 1730-х по кон. 1740-х гг. – характерны бессистемность, случайность во всех сторонах деятельности трупп, когда спектакли (мемуаристы называют их также «игрищами») устраивались в осн. в необорудованных помещениях. Зрелый (полупрофессиональный) период – в С.-Петербурге с 1747, в Москве с 1749 до нач. 1770-х гг. – отмечен постепенным переходом от эпизодичности к сезонности, однако актёрская профессия ещё не стала в это время основной для участников спектаклей. Труппы «О.» составлялись из людей разных сословий и социальных групп, участвовавших в театральных представлениях в свободное время: служащих разных контор (копиистов, подканцеляристов, канцеляристов и т. п.), купцов 2-й и 3-й гильдий, мастеровых, отставных военных нижних чинов, студентов духовных академий и семинарий, домовых крепостных людей и пр. Собирались они на время спектаклей, которые устраивались сначала только в праздники (в осн. на Святки – с 25 дек. по 6 янв.), позднее и на Масленицу; затем их выступления приобрели определённую периодичность и давались в выходные, праздничные и «викториальные» дни. За посещение спектаклей со зрителей взималась небольшая плата. В труппу входило обычно 11–15 чел., руководил ею «медиатор», бравший на себя ответственность за аренду помещения для спектаклей и др. обязанности. Он нанимал дом или палату, в зрелый период это было, как правило, помещение, специально оборудованное для театральных представлений: просторный зал, иногда здание домашнего или даже частного публичного театра. Репертуар трупп составляли «российские комедии», под назв. которых объединились «школьные» драмы, разл. «акты» и «гистории», инсценированные по лит. произведениям – в ранний период, а в последние годы существования также зап.-европ. и отеч. драматургия. Труппы «О.» внесли значит. вклад в формирование нац. проф. театрального иск-ва; мн. рус. актёры первых лет существования проф. сцены в С.-Петербурге и в Москве вышли из числа «О.», в т. ч. Ф. Г. Волков, организовавший подобную труппу в Ярославле.