Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ОХО́ТНИКИ»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 727

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова

«ОХО́ТНИКИ», лю­би­тель­ские и по­лу­про­фес­сио­наль­ные ак­тёр­ские труп­пы в Рос­сии в нач. 1730-х гг. и в нач. 1770-х гг. В ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ни­ях упо­ми­на­ют­ся под на­зва­ния­ми «пар­ти­ку­ляр­ные» (т. е. ча­ст­ные, воль­ные, не­за­ви­си­мые, гра­ж­дан­ские), «го­род­ские де­мо­кра­ти­че­ские», «труп­пы охо­чих ко­ме­ди­ан­тов»; со­вре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли уча­ст­ни­ков по­доб­ных трупп «О.». Их дея­тель­ность яви­лась пере­ход­ной сту­пенью от лю­би­тель­ско­го те­ат­ра к про­фес­сио­наль­но­му. В су­ще­ст­во­ва­нии трупп «О.» мож­но вы­де­лить 2 пе­рио­да. Для ран­не­го (чис­то лю­би­тель­ско­го) – с нач. 1730-х по кон. 1740-х гг. – ха­рак­тер­ны бес­сис­тем­ность, слу­чай­ность во всех сто­ро­нах дея­тель­но­сти трупп, ко­гда спек­так­ли (ме­муа­ри­сты на­зы­ва­ют их так­же «иг­ри­ща­ми») уст­раи­ва­лись в осн. в не­обо­ру­до­ван­ных по­ме­ще­ни­ях. Зре­лый (по­лу­про­фес­сио­наль­ный) пе­ри­од – в С.-Пе­тер­бур­ге с 1747, в Мо­ск­ве с 1749 до нач. 1770-х гг. – от­ме­чен по­сте­пен­ным пе­ре­хо­дом от эпи­зо­дич­но­сти к се­зон­но­сти, од­на­ко ак­тёр­ская про­фес­сия ещё не ста­ла в это вре­мя ос­нов­ной для уча­ст­ни­ков спек­так­лей. Труп­пы «О.» со­став­ля­лись из лю­дей раз­ных со­сло­вий и со­ци­аль­ных групп, уча­ст­во­вав­ших в те­ат­раль­ных пред­став­ле­ни­ях в сво­бод­ное вре­мя: слу­жа­щих раз­ных кон­тор (ко­пии­стов, под­кан­це­ля­ри­стов, кан­це­ля­ри­стов и т. п.), куп­цов 2-й и 3-й гиль­дий, мас­те­ро­вых, от­став­ных во­ен­ных ниж­них чи­нов, сту­ден­тов ду­хов­ных ака­де­мий и се­ми­на­рий, до­мо­вых кре­по­ст­ных лю­дей и пр. Со­би­ра­лись они на вре­мя спек­так­лей, ко­то­рые уст­раи­ва­лись сна­ча­ла толь­ко в празд­ни­ки (в осн. на Свят­ки – с 25 дек. по 6 янв.), позд­нее и на Мас­ле­ни­цу; за­тем их вы­сту­п­ле­ния при­об­ре­ли оп­ре­де­лён­ную пе­рио­дич­ность и да­ва­лись в вы­ход­ные, празд­нич­ные и «вик­то­ри­аль­ные» дни. За по­се­ще­ние спек­так­лей со зри­те­лей взи­ма­лась не­боль­шая пла­та. В труп­пу вхо­ди­ло обыч­но 11–15 чел., ру­ко­во­дил ею «ме­диа­тор», брав­ший на се­бя от­вет­ст­вен­ность за арен­ду по­ме­ще­ния для спек­так­лей и др. обя­зан­но­сти. Он на­ни­мал дом или па­ла­ту, в зре­лый пе­ри­од это бы­ло, как пра­ви­ло, по­ме­ще­ние, спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ное для те­ат­раль­ных пред­став­ле­ний: про­сто­рный зал, ино­гда зда­ние до­маш­не­го или да­же ча­ст­но­го пуб­лич­но­го те­ат­ра. Ре­пер­ту­ар трупп со­став­ля­ли «рос­сий­ские ко­ме­дии», под назв. ко­то­рых объ­е­ди­ни­лись «школь­ные» дра­мы, разл. «ак­ты» и «гис­то­рии», инс­це­ни­ро­ван­ные по лит. про­из­ве­де­ни­ям – в ран­ний пе­ри­од, а в по­след­ние го­ды су­ще­ст­во­ва­ния так­же зап.-ев­роп. и отеч. дра­ма­тур­гия. Труп­пы «О.» вне­сли зна­чит. вклад в фор­ми­ро­ва­ние нац. проф. те­ат­раль­но­го иск-ва; мн. рус. ак­тё­ры пер­вых лет су­ще­ст­во­ва­ния проф. сце­ны в С.-Пе­тер­бур­ге и в Мо­ск­ве вы­шли из чис­ла «О.», в т. ч. Ф. Г. Вол­ков, ор­га­ни­зо­вав­ший по­доб­ную труп­пу в Яро­слав­ле.

Лит.: За­бе­лин ИЕ. Из хро­ни­ки об­ще­ст­вен­ной жиз­ни в Мо­ск­ве в XVIII сто­ле­тии // Сбор­ник Об­ще­ст­ва лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти на 1891 г. М., 1891; Ф. Г. Вол­ков и рус­ский те­атр его вре­ме­ни. М., 1953; Кузь­ми­на ВД. Рус­ский де­мо­кра­ти­че­ский те­атр XVIII в. М., 1958; Ста­ри­ко­ва ЛМ. Те­ат­раль­но-зре­лищ­ная жизнь Мо­ск­вы в се­ре­ди­не XVIII в. // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия. 1986. Л., 1987; она же. Те­атр в Рос­сии XVIII в. Опыт до­ку­мен­таль­но­го ис­сле­до­ва­ния. М., 1997.

Вернуться к началу