КЛЕРО́Н
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЕРО́Н (Clairon) (наст. имя и фам. Клер Жозеф Лерис, Leris; сама К. называла себя Клер Ипполит Лерис де Латюд, Leris de La Tude; впоследствии сложился псевд. Ипполита Клерон) (25.1.1723, Конде-сюр-лʼЭско – 29.1.1803, Париж), франц. актриса. Дочь сержанта и лодочницы. Дебютировала в «Комеди Итальенн» (Париж) в 1736. В том же году была приглашена в Руан, где работала 4 года; затем играла в Лилле, Дюнкерке и др. С марта 1743 в Королевской академии музыки и танца (Париж). В 1743 К. с огромным успехом дебютировала в «Комеди Франсез», сыграв Федру в одноим. трагедии Ж. Расина (что позволило ей через месяц стать пайщицей первого гос. театра Франции). Непримиримая соперница Дюмениль, одна из крупнейших актрис своего времени; испытав влияние Вольтера и А. Л. Лекена, К. участвовала в реформе сценич. стиля «Комеди Франсез». Отличалась необыкновенной тщательностью в работе над каждым стихом, интонацией, жестом. Выстраивая рисунок роли, учитывала психологию и индивидуальность героини, что разрушало устоявшиеся штампы формальной мелодич. интонации при исполнении классицистич. трагедий. Реформировала сценич. костюм и грим, внеся в них историч., этнографич. и психологич. характеристики. Лучшие роли сыграла в трагедиях Вольтера: Электра («Орест»), Идаме («Китайский сирота»), Аменаида («Танкред»). Д. Дидро воспел её иск-во в диалоге «Парадокс об актёре» («Paradoxe sur le comédien», 1773–78, изд. 1830). На протяжении всей жизни К. боролась за социальные права и положение актёров. Уйдя со сцены в 1766, занималась педагогич. деятельностью.