БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы (греч. Εὐαγγέλιον; лат. Annuntiatio Mariae), один из главных двунадесятых христианских праздников, посвящённый воспоминанию благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о Боговоплощении (будущем рождении Иисуса Христа). Согласно Евангелию (Лк. 1:26–38), архангел Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Неё родится Спаситель мира.
Праздник Б. установлен ещё в первые века христианства. 25 марта, как особый день праздника, уже зафиксировано в груз. рукописных лекционариях, отражающих литургич. практику Иерусалима 7 в. Поскольку сведения о богослужении 5–6 вв. в Константинопольской церкви немногочисленны, ничего определённого о праздновании Б. в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в 6 в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак на Б.; в кон. 7 в. – это уже один из самых почитаемых праздников. Все визант. памятники 8 в. и последующих веков называют Б. среди важнейших праздников, который воспринимался и как Господский, и как Богородичный.
На Западе сведения о празднике Б. восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений зап. отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые лат. авторам 5 в. О литургич. почитании дня Б. говорится в Liber Pontificalis времён папы Сергия I (687–701), где Б. входит в число 3 праздников, посвящённых Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия. В первой редакции Сакраментария Геласия (7 в.) Б. не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого (3-я четв. 7 в.) оно находится под 25 марта. Все более поздние памятники рим. традиции относят празднование Б. именно к этому дню. Однако в неримских зап. обрядах празднование Б. могло переноситься на период адвента, т. е. поста перед Рождеством Христовым, чем подчёркивалось значение Б. как праздника Боговоплощения и устранялась необходимость праздновать Б. во время Великого поста.
День 25 марта как праздник Б., принятый и на Востоке и на Западе, с одной стороны, ровно на 9 мес отстоит от 25 декабря – дня, который не позднее 4 в., сначала на Западе, а затем на Востоке, принято было считать календарной датой Рождества Христова; с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологич. систем, отождествляющих число и месяц Б. и Пасхи. Этот день нередко служил началом церковного или даже гражданского года. При совпадении Б. с историч. датой Воскресения Христова Пасха, попадающая на этот день, получила назв. «Кириопасха» [Κύριον Πάσχα – Господственная (т. е. исконная) Пасха]. Такое совпадение случается примерно раз в полвека, и последний раз это произошло в 1991.
В богослужении на день Б. излагаются евангельские тексты о благовестии архангела Гавриила, тайне Воплощения от Бога Слова. В гимнографии праздника приводятся все главные ветхозаветные прообразы и новозаветные свидетельства о Б. и Боговоплощении. Характерной чертой богослужения всего благовещенского цикла является наличие в песнопениях херетизмов (от греч. χαίρω – радоваться), многогранно раскрывающих содержание евангельского приветствия Богоматери: «Радуйся, Благодатная!». В России на Б. традиционно отпускают из клеток птиц на волю, возвещая о свободе всему миру; совершают особый «чин хлебопреломления» – за всенощным бдением во время благословения хлебов, пшеницы, вина и елея. Праздник Б. считается днём полнейшего покоя и свободы; в этот день предписывается избегать какого-либо, даже лёгкого труда. На Б. в Благовещенском соборе Московского Кремля совершается торжественное патриаршее богослужение, после окончания которого на Соборной площади выпускается на волю стая голубей.
Иконография
Ранние изображения Б. встречаются в росписях рим. катакомб 2–4 вв. (Присциллы, Петра и Марцеллина, на Виа-Латина): перед сидящей в кресле женщиной стоит юноша, протягивающий к ней руку. В мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре Б. представлено с особой торжественностью, соответственно решению 3-го Вселенского (Эфесского) собора (431), провозгласившего Деву Марию Богородицей. Богоматерь изображена в богатых одеяниях знатной рим. матроны, она восседает на престоле, держа в руках пурпурную пряжу; с небес слетают ангел и голубь – символич. изображение Святого Духа. На резной пластине слоновой кости кафедры архиеп. Максимиана (Равенна, 546–556) Богоматерь сидит в плетёном кресле, в левой руке у неё веретено и пряжа; архангел Гавриил – с жезлом в левой руке. Позднее сидящая на престоле Богоматерь изображалась на фоне палат, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева мон. в Великом Новгороде, 1125; ц. Св. Николая Каснитского в Кастории, 1160–1180, и др.). Др. вариант иконографии – Б. у источника (кладезя) – представлен в клейме на резной пластине слоновой кости из Миланского собора (оклад Евангелия, 2-я пол. 5 в.). Б. у кладезя как один из эпизодов встречается в циклах, иллюстрирующих Протоевангелие Иакова: в Софийском соборе в Киеве (1037–1045), соборе Св. Марка в Венеции (13 в.), церкви мон. Хора (Кахрие Джами) в Стамбуле (1316–21), также в иллюстрациях Акафиста Богоматери (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 14 в.). Ещё один иконографич. вариант представлен на миниатюре Евангелия Раввулы (586) и на ампуле из собора Монцы (7 в.): Богоматерь стоит перед престолом; ангел – слева от неё. Такая композиция получила распространение в иск-ве 9–12 вв.; её дополняет изображение небесного сегмента, из которого исходит луч с голубем в круге – символом Святого Духа («Слова Григория Назианзина», 880–883, Нац. б-ка, Париж; Деисус и «Двенадцать праздников», иконы 11–12 вв. из мон. Св. Екатерины на Синае и из музея в Охриде; кафоликон мон. Ватопед на Афоне, кон. 10 – нач. 11 вв.; Софийский собор в Киеве, 1037–45; кафоликон мон. Дафни, 1100; Палатинская капелла в Палермо, ок. 1146–51, и др.).
Распространённое в церковной поэзии сравнение прядения пурпура для завесы храма с сотворением плоти Христовой оказало влияние на формирование особого иконографич. извода, в котором на лоне Богоматери изображается воплощающийся в момент ангельского благовестия Младенец. Такие иконы, наглядно демонстрирующие догмат о Воплощении, известны с 11 в. (фрагмент створки триптиха в мон. Св. Екатерины и др.); на иконе «Благовещение Устюжское» (нач. 12 в., ГТГ) в небесном сегменте изображён Иисус Христос Ветхий днями, окружённый мандорлой, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. В палеологовскую эпоху в сцене Б. Дева Мария окружена служанками («Благовещение у кладезя» в ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295); на рус. иконах изображается прядущая служанка, сидящая у ног Богородицы (царские врата, 1425–27, Сергиево-Посадский историко-худож. музей-заповедник; «Благовещение с Акафистом», 16 в., Ярославский музей-заповедник). К апокрифич. Евангелию псевдо-Матфея восходит иконографич. тип Б. в визант. миниатюрах, где Богородица представлена читающей книгу пророка Исайи (Псалтирь, 1084–1101, Дамбартон-Окс; «Слова Иакова Коккиновафского», 12 в., Ватикан). Эта иконография, получившая распространение в зап.-европ. иск-ве, в 17–18 вв. встречается в рус. иконах (икона 17 в. из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля и др.).
Особое место Б. в ряду других великих праздников обусловило расположение этого сюжета в храмовой росписи: в ранневизант. период – на триумфальной арке (Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432–445), в алтарной апсиде (церковь в Порече, 540), перед апсидой (Санта-Мария-Антиква в Риме, 6–7 вв.); позднее сцена Б. размещалась на зап. гранях вост. столбов. В др.-рус. церквах Б. изображалось на царских вратах иконостаса и на иконах – в навершии створок врат (икона 13 в., ГТГ).
В иск-ве зап.-европ. Средневековья варьируются типы изображений Б. с сидящей на троне или стоящей Богоматерью (рельеф бронзовых дверей из собора Св. Марии в Хильдесхайме, 1015), причём последний позднее получил особое распространение в готич. пластике. В соответствии со схоластич. богословием сцена Б. заняла место в иерархии сюжетов скульптурных циклов зап. порталов соборов в Реймсе, Амьене, Страсбуре, Кёльне и др., где ангел и Дева Мария представлены беседующими; Богоматерь, как правило, изображается с книгой. На догмат о непорочном зачатии указывают лучи, исходящие с небес от Бога Отца, направленные к уху Девы; в луче – Святой Дух в виде голубя (мозаика П. Каваллини в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, ок. 1291) или маленькая фигурка Христа (рельеф тимпана капеллы Марии в Вюрцбурге, 1430–40). В иск-ве Проторенессанса и раннего Возрождения архангел изображается коленопреклонённым, с атрибутами герольда (со свитком, на котором написаны слова приветствия, лилией или оливковой ветвью), жестикуляцией выражающим почтение Деве Марии (Б. из алтаря «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья, 1308–11, музей собора в Сиене; алтарный образ С. Мартини, 1333, галерея Уффици, Флоренция; скульптура алтаря Кавальканти Донателло в ц. Санта-Кроче во Флоренции, 1-я пол. 1430-х гг.). Склонённая голова и жест скрещённых на груди рук передают также смирение Девы Марии и её покорность Богу (фреска Фра Анджелико в мон. Сан-Марко во Флоренции, ок. 1446). Стремление передать мистич. содержание Б. сочетается с возрастающим интересом к изображению конкретного места действия – здания дворца, церкви или интерьера жилища (фреска Джотто в Капелла-дель-Арена в Падуе, 1304–06; алтарный образ М. Брудерлама, 1394–99, Музей изящных искусств, Дижон; росписи Пьеро делла Франчески в ц. Сан-Франческо в Ареццо, 1452–66; алтарные картины Ф. дель Коссы, К. Кривелли, Рогира ван дер Вейдена, Я. ван Эйка и др.). Символич. значение получают такие предметы, как хрустальная ваза или окно, сквозь которое проходят лучи Божественного света – символ приснодевства, аналой – символ благочестия Девы Марии, книга (манускрипт) пророка Исайи – знак Её мудрости. Высокое и позднее Возрождение, а также барокко привнесли новые мотивы: изображение идеального, наполненного светом сада (Леонардо да Винчи, ок. 1474, галерея Уффици) или мистич. света, заливающего помещение (Эль Греко, кон. 16 в., Музей изобразит. искусств, Будапешт). В европ. иск-ве 18–19 вв. тема Б. встречается редко (напр., у прерафаэлитов – картина Д. Г. Россетти, 1850, галерея Тейт, Лондон).