КРИВЕ́ЛЛИ КАРЛО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИВЕ́ЛЛИ (Crivelli) Карло (между 1430 и 1435, Венеция – до 3.9.1495, там же), итал. живописец. Обучался в Венеции, вероятно у своего отца, живописца Якопо Кривелли, также в семейной мастерской художников Виварини и у Я. Беллини. В 1457 приговорён венецианским судом к 6 мес тюрьмы за похищение жены моряка; видимо в кон. 1450-х гг. покинул Венецию. В 1465 К. находился в Далмации, вернулся в Италию к 1468 и поселился в обл. Марке.
Осн. часть творч. наследия К. составляют алтарные полиптихи, написанные для церквей небольших городов обл. Марке и лишь частично находящиеся на первоначальном месте (1468, ц. Святых Лоренцо, Сильвестро и Руфино, Масса-Фермана; 1473, собор, Асколи-Пичено; 1482, Пинакотека, Ватикан; «Благовещение со св. Эмидием», 1486, «Мадонна с Младенцем, святыми Франциском и Себастьяном», 1491, оба – в Нац. галерее, Лондон; «Коронование Богоматери со святыми», 1493, галерея Брера, Милан, и др.), а также большое число небольших молельных образов, преим. «Мадонны с Младенцем» (ок. 1460, Музей Кастельвеккьо, Верона; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; ок. 1480, Музей Виктории и Альберта, Лондон; Гор. пинакотека, Анкона, и др.).
Подписывавший свои картины «Карло Кривелли, венецианец», он лишь в молодости был связан с венецианской школой. Не менее значительным для творч. формирования К. было знакомство (ок. 1460) с падуанской школой, в частности с ранними работами А. Мантеньи, у которого он воспринял ряд декоративных мотивов (тяжёлые фруктовые гирлянды, антикизированный орнамент), жёсткость моделировки форм, преувеличенную резкость ракурсов, мимики, жеста. В работах К. также прослеживаются связи с нидерл. живописью, произведениями Джованни Беллини и др.; однако мастер находился в стороне от осн. центров иск-ва Раннего Возрождения и работал преим. по заказам нищенствующих орденов и местной знати. Это во многом объясняет удивительное своеобразие творч. манеры К. В её основе – сознательная, несколько стилизованная архаизация, позволяющая соединять в единое целое отделанность форм, нарядность и мягкость красок, манерную прелесть и хрупкость персонажей, их изысканный аристократизм с патетикой драматич. сцен, застывшими в гримасе лицами мучеников, угловатостью линий. Для работ К. характерна любовь к сиянию золота, великолепию парчовых тканей, обилию декоративных деталей; венецианскую основу имеет колорит К., изысканная красота сочетания розово-красных, белых, тёмно-синих тонов. В поздних работах К. («Мадонна со свечой», ок. 1490, галерея Брера, Милан; «Непорочное зачатие», 1492, Нац. галерея, Лондон) доминирует утончённое декоративное начало. Влияние К. испытали его брат, живописец Витторе Кривелли (ок. 1440, Венеция – 1501 или 1502, Фермо), и работавший в Италии австр. художник Пьетро Алеманно.