Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОТОРЕНЕССА́НС

Проторенессанс. Южные двери флорентийского баптистерия. Скульптор А. Пизано. 1330–36.

ПРОТОРЕНЕССА́НС (Пред­воз­ро­ж­де­ние), на­чаль­ный пе­ри­од итал. Воз­ро­ж­де­ния. Тер­мин вве­дён Я. Бурк­хард­том во 2-й пол. 19 в. при­ме­ни­тель­но к ар­хи­тек­ту­ре ин­кру­ста­ци­он­но­го сти­ля, в даль­ней­шем пе­ре­не­сён на всё иск-во Ита­лии 2-й пол. 13 – нач. 15 вв., т. е. пред­ше­ст­вую­щее Ран­не­му Воз­ро­ж­де­нию. В не­ко­то­рых на­уч. шко­лах (в ча­ст­но­сти, италь­ян­ской) П. не вы­де­ля­ет­ся в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. пе­рио­да, а все ху­дож. яв­ле­ния это­го вре­ме­ни рас­смат­ри­ва­ют­ся как фе­но­ме­ны итал. го­ти­ки. В отеч. ис­кус­ст­во­зна­нии кон­цеп­ция П. раз­ви­та В. Н. Ла­за­ре­вым и вы­зва­на стрем­ле­ни­ем под­черк­нуть пре­ем­ст­вен­ность иск-ва Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния с иск-вом 2-й пол. 13 – нач. 14 вв., а так­же вы­явить свое­об­ра­зие иск-ва это­го вре­ме­ни; при этом Ла­за­рев раз­гра­ни­чи­ва­ет соб­ст­вен­но П. и иск-во эпо­хи т. н. тре­чен­то (нач. 14 – нач. 15 вв.). В рас­ши­ри­тель­ном ис­тол­ко­ва­нии тер­ми­на «П.» его вре­менны́е рам­ки при­ня­то ог­ра­ни­чи­вать 1260 – 1410-ми гг. (в скульп­ту­ре), 1280–1425 (в жи­во­пи­си). В совр. за­ру­беж­ном ис­кус­ст­во­зна­нии тер­мин «П.» упот­реб­ля­ет­ся срав­ни­тель­но ред­ко.

В итал. ар­хи­тек­ту­ре дан­но­го пе­рио­да гос­под­ству­ет го­ти­ка, ко­то­рая скла­ды­ва­ет­ся на ба­зе цис­тер­ци­ан­ских схем, од­на­ко от­ме­че­на чер­та­ми ро­ман­ской, ви­зант. и ран­не­хри­сти­ан­ской тра­ди­ций. Скульп­то­ры се­мьи Пи­за­но, Ар­ноль­фо ди Кам­био, Л. Май­та­ни ут­вер­жда­ют ме­тод рабо­ты, ос­но­ван­ный на изу­че­нии позд­не­ан­тич­ных па­мят­ни­ков (пре­ж­де все­го сар­ко­фа­гов), од­на­ко он тес­но свя­зан как с влия­ния­ми сев.-ев­роп. пла­сти­ки, так и с ви­зант. ико­но­гра­фи­ей. На этой ба­зе скла­ды­ва­ет­ся но­вый язык скульп­ту­ры, бо­лее сво­бод­ный и вы­ра­зи­тель­ный по срав­не­нию с ро­ман­ской пла­сти­кой. Тра­ди­ция по­ве­ст­во­ват. рель­е­фа про­яв­ля­ет­ся в де­ко­ри­ро­ва­нии про­по­вед­нич. ка­федр, пи­ло­нов на фа­са­дах со­бо­ров, две­рей бап­тис­тер­иев, ис­поль­зо­ва­нии но­вых схем скульп­тур­но­го де­ко­ра цер­ков­но­го фа­сада (ста­туи в ни­ше), пе­ре­ра­бот­ке ти­па при­стен­но­го над­гро­бия. П. Ка­вал­ли­ни, Чи­ма­буэ, Джот­то и др. мас­те­ра (Мас­тер ле­ген­ды свя­то­го Фран­ци­ска, Мас­тер Исаа­ка), ра­бо­тав­шие в ба­зи­ли­ке Св. Фран­ци­ска в Ас­си­зи, ре­фор­ми­ру­ют мо­ну­мен­таль­ную жи­во­пись, вво­дя в упо­т­реб­ле­ние тех­ни­ку соб­ст­вен­но фре­ско­вой жи­во­пи­си (buon fresco). Рас­ширя­ют­ся как пла­сти­чес­кие (под влия­ни­ем скульп­ту­ры и ран­не­хри­сти­ан­ских мо­за­ик) воз­мож­но­сти жи­во­пи­си, по­зво­ляю­щие раз­ра­ба­ты­вать объ­ём и про­стран­ст­во, так и ко­ло­ри­сти­че­ские; скла­ды­ва­ют­ся но­вый тип ор­га­ни­за­ции ар­хит. про­стран­ст­ва жи­во­пи­сью, но­вые приё­мы по­ве­ст­во­ва­тель­но­сти. Жи­во­пись тре­чен­то (бр. Ло­рен­цет­ти, С. Мар­ти­ни, джот­те­ски) раз­ви­ва­ет­ся на ба­зе дос­ти­же­ний мас­те­ров ру­бе­жа 13–14 вв. В Тос­ка­не по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние жи­во­пись на дос­ках, ко­то­рая, от­тал­ки­ва­ясь от ви­зант. тра­диции, соз­да­ёт собств. ин­ди­ви­ду­аль­ный язык. Стре­ми­тель­но эво­лю­цио­ни­ру­ет ал­тар­ный об­раз (Дуч­чо ди Буо­нин­се­нья, Чи­ма­буэ, Джот­то, бр. Ло­рен­цет­ти, Мар­ти­ни и др.), пре­об­ла­даю­щей фор­мой ко­то­ро­го к 14 в. ста­но­вит­ся по­лип­тих. Итал. иск-во пре­тер­пе­ва­ет за­мет­ные из­ме­не­ния по­сле ве­ли­кой чу­мы 1348. За­вер­ша­ет­ся пе­ри­од П. рас­про­стра­не­ни­ем ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки.

Лит.: Ла­за­рев В. Н. Про­ис­хо­ж­де­ние италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния. М., 1956–1959. Т. 1–2; Moskowitz A. Italian Gothic sculpture: c. 1250 – c. 1400. Camb., 2001; Пеш­ке И. Мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись эпо­хи Джот­то в Ита­лии, 1280–1400. М., 2003.

Вернуться к началу