
ПРОТОРЕНЕССА́НС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОТОРЕНЕССА́НС (Предвозрождение), начальный период итал. Возрождения. Термин введён Я. Буркхардтом во 2-й пол. 19 в. применительно к архитектуре инкрустационного стиля, в дальнейшем перенесён на всё иск-во Италии 2-й пол. 13 – нач. 15 вв., т. е. предшествующее Раннему Возрождению. В некоторых науч. школах (в частности, итальянской) П. не выделяется в качестве самостоят. периода, а все худож. явления этого времени рассматриваются как феномены итал. готики. В отеч. искусствознании концепция П. развита В. Н. Лазаревым и вызвана стремлением подчеркнуть преемственность иск-ва Раннего Возрождения с иск-вом 2-й пол. 13 – нач. 14 вв., а также выявить своеобразие иск-ва этого времени; при этом Лазарев разграничивает собственно П. и иск-во эпохи т. н. треченто (нач. 14 – нач. 15 вв.). В расширительном истолковании термина «П.» его временны́е рамки принято ограничивать 1260 – 1410-ми гг. (в скульптуре), 1280–1425 (в живописи). В совр. зарубежном искусствознании термин «П.» употребляется сравнительно редко.
В итал. архитектуре данного периода господствует готика, которая складывается на базе цистерцианских схем, однако отмечена чертами романской, визант. и раннехристианской традиций. Скульпторы семьи Пизано, Арнольфо ди Камбио, Л. Майтани утверждают метод работы, основанный на изучении позднеантичных памятников (прежде всего саркофагов), однако он тесно связан как с влияниями сев.-европ. пластики, так и с визант. иконографией. На этой базе складывается новый язык скульптуры, более свободный и выразительный по сравнению с романской пластикой. Традиция повествоват. рельефа проявляется в декорировании проповеднич. кафедр, пилонов на фасадах соборов, дверей баптистериев, использовании новых схем скульптурного декора церковного фасада (статуи в нише), переработке типа пристенного надгробия. П. Каваллини, Чимабуэ, Джотто и др. мастера (Мастер легенды святого Франциска, Мастер Исаака), работавшие в базилике Св. Франциска в Ассизи, реформируют монументальную живопись, вводя в употребление технику собственно фресковой живописи (buon fresco). Расширяются как пластические (под влиянием скульптуры и раннехристианских мозаик) возможности живописи, позволяющие разрабатывать объём и пространство, так и колористические; складываются новый тип организации архит. пространства живописью, новые приёмы повествовательности. Живопись треченто (бр. Лоренцетти, С. Мартини, джоттески) развивается на базе достижений мастеров рубежа 13–14 вв. В Тоскане получает распространение живопись на досках, которая, отталкиваясь от визант. традиции, создаёт собств. индивидуальный язык. Стремительно эволюционирует алтарный образ (Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ, Джотто, бр. Лоренцетти, Мартини и др.), преобладающей формой которого к 14 в. становится полиптих. Итал. иск-во претерпевает заметные изменения после великой чумы 1348. Завершается период П. распространением интернациональной готики.