КАВАЛЛИ́НИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАВАЛЛИ́НИ (Cavallini) Пьетро (между 1230–50, Рим – между 1330–40, там же), итал. живописец и мозаичист. Один из основоположников Проторенессанса. Под покровительством папы Николая III в 1270–80-х гг. работал над поновлением раннехристианских фресковых циклов в рим. ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (некоторые сцены были написаны им полностью; не сохр.), а в 1325–30 выполнил мозаику на фасаде этой церкви. Эти произведения К. в одной из крупнейших базилик Рима привлекли внимание многочиcл. паломников (среди которых были и художники) и определили его широкую известность и авторитет. К. – один из первых итал. ср.-век. художников, чьи личность, имя и хронология творчества известны как из документов, так и по подписям мастера. В 1-й пол. 1290-х гг. в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме К. расписал интерьер нефа сценами из Ветхого и Нового Завета (сохр. «Страшный суд» на зап. стене). В обеих церквах в одно время с К. работал над алтарными кивориями скульптор Арнольфо ди Камбио, с которым К. разделял интерес к трёхмерным объёмам (в росписи К. этот интерес ярко проявился в фигурах апостолов). В ц. Санта-Мария-ин-Трастевере (2-я пол. 1290-х гг.) К. принадлежат 6 мозаичных сцен с эпизодами из жития Богоматери, дополненные фигурой предстоящего донатора Бертольдо Стефанески. Эти произведения контрастируют со ср.-век. традицией: на абстрактных золотых фонах выступают изображения архит. сооружений и объёмных фигур, заставляя воспринимать фон как пространственный. Вкус к повествоват. деталям сближает мозаики с визант. произведениями палеологовского периода. Документировано пребывание К. в Неаполе в 1308; предполагается также, что он работал в этом городе и в 1320-х гг., когда были созданы приписываемые ему фрески в ц. Санта-Мария-Доннареджина. С именем К. связывают также отд. фрагменты фресок в церквах Рима (Сан-Джорджо-ин-Велабро, Санта-Мария-ин-Арачели, несохранившийся францисканский цикл в ц. Сан-Франческо-а-Рипа) и Неаполя, однако эти атрибуции остаются гипотетическими.
Творчество К. открывает новый этап в итал. живописи. Отказавшись от ориентации на визант. иск-во, К. обратился к раннехристианскому наследию, восприняв через него некоторые традиции античности. Он обогатил фреску цветовыми моделировками, привнёс новое чувство объёма и ритма, а также новое представление о человеческой фигуре, добившись в своих композициях беспрецедентной монументальности. К. определил магистральное направление в дальнейшем развитии итал. иск-ва, его влияние ощутимо в творчестве мастеров кон. 13 – нач. 14 вв. (Я. Торрити, «Мастер Исаака», «Мастер легенды св. Франциска», Джотто и др.).