РОССЕ́ТТИ ДАНТЕ ГАБРИЕЛ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОССЕ́ТТИ (Rossetti) Данте Габриел (наст. имя Габриел Чарлз) (12.5.1828, Лондон – 9.4.1882, Берчингтон, графство Кент), англ. живописец и поэт. Родился в обеспеченной семье иммигрантов из Италии. Учился в Лондоне в рисовальной школе Х. Сэсса, Королевской АХ (1845–48) у Ф. М. Брауна. В 1847 Р. обнаружил в Б-ке Брит. музея подборку рисунков и стихов У. Блейка (т. н. Манускрипт Россетти), заново открыв его творчество для читающей публики. В 1848 вместе с У. Х. Хантом, Дж. Миллесом, Т. Вулнером, Ф. Стефенсом и др. основал «Братство прерафаэлитов» (см. Прерафаэлиты). В раннем худож. творчестве преобладали религ. и мифологич. сюжеты, стилизованные под живопись Раннего Возрождения, высоко оценённые Дж. Рёскиным. В 1854–62 преподавал живопись в колледже. Сблизившись с У. Моррисом и Э. К. Бёрн-Джонсом, в 1857 совм. с ними расписал стены и потолок зала заседаний Оксфордского союза сюжетами Артуровских легенд; в 1861 стал партнёром-учредителем фирмы «Morris, Marshall, Faulkner & Co.», производившей предметы декоративно-прикладного иск-ва по рисункам Р. Вместе с Моррисом создавал эскизы панно и витражей. В 1850–1860-х гг. написал многочисл. портреты своей возлюбленной, а затем жены – Э. Сиддал, после её смерти ставшие основой символич. картин («Блаженная Беатрикс», 1864–70, галерея Тейт, Лондон). Центр. темой позднего худож. творчества Р. становятся идеализированные женские образы на плоскостных красочных фонах, исполненные эротизма и мифологич. аллюзий. Творчество Р. во многом предвосхитило зарождение стиля модерн и оказало влияние на формирование символизма в живописи.
Лит. дебют Р. – поэма «Сэр Хью Хэрон» («Sir Hugh Heron», 1843). Испытал значит. влияние творчества Э. По, традиции готического романа, лирики Дж. Китса. Широкую известность Р. принёс сборник любовной поэзии «Стихи» («The poems», 1870). Интерес к мифам, англ. и итал. преданиям отразился в насыщенном лит. аллюзиями сб. «Баллады и сонеты» («Ballads and sonnets», т. 1–2, 1881). Сам иллюстрировал свои произведения и писал экфрасисы, раскрывающие содержание созданных им картин [сонеты «Красота души» («Soul’s beauty», 1866) и «Красота тела» («Body’s beauty», 1867), «Прозерпина» («Proserpina») и «Пандора» («Pandora», оба 1881) и др.]. Среди произведений Р. – филос. поэма «Бремя Ниневии» («The burden of Ninevech», 1856); переводы итал. ср.-век. лирики [сб. «Ранние итальянские поэты» («The early Italian poets», 1861; переиздан в 1874 под назв. «Данте и его круг», «Dante and his circle»)]; эпистолярий. Лит. творчество Р., сочетающее возвышенную мечтательность и мистицизм с утончённой чувственностью, оказало заметное влияние на А. Ч. Суинберна, Дж. Мередита, О. Уайльда и др.