МИ́ЛЛЕС МИЛЛЕ́Й ДЖОН ЭВЕРЕТТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИ́ЛЛЕС, Милле́й (Millais) Джон Эверетт (8.6.1829, Саутгемптон – 13.8.1896, Лондон), англ. живописец и график, д. чл. Королевской АХ (1863; в 1896 президент АХ). Учился в Лондоне – в рисовальной школе Г. Сасса (с 1838) и в АХ (1840–47). Ранние работы М. исполнены в традициях академизма («Писарро, пленяющий Инку Перуанского», 1846, Музей Виктории и Альберта, Лондон). В 1848, вместе с У. Х. Хантом и Д. Г. Россетти, стал основателем «Братства прерафаэлитов» (см. Прерафаэлиты). Один из гл. представителей этого направления (получившего поддержку Дж. Рёскина), до кон. 1850-х гг. следовал его доктрине, избирая преим. ср.-век., литературные либо религ. сюжеты, стремясь к точной реалистич. трактовке деталей. Предпочитал чистые, звучные тона, определявшие эмоциональный строй картин: «Лоренцо и Изабелла», по мотивам поэзии Дж. Китса (1849, Худож. галерея Уокера, Ливерпуль), «Христос в доме родителей» (1850, галерея Тейт, Лондон), «Гугенот» (1852, частное собрание, Великобритания). Наиболее известная картина – «Офелия» (1852, галерея Тейт), по мотивам трагедии «Гамлет» У. Шекспира; она была показана на Всемирной выставке 1855 в Париже. Обращался также к совр. сюжетам («Слепая девушка», 1854–56, Гор. музей и Худож. галерея, Бирмингем; «Спасение», 1855, Нац. галерея Виктории, Мельбурн; «Осенние листья», 1856, Худож. галерея, Манчестер, и др.). Исполнял портреты (Дж. Рёскина, 1853–54, частное собрание; Т. Карлейля, 1877; Б. Дизраэли, 1881; А. Салливена, 1888, все – Нац. портретная галерея, Лондон) и илл. к произведениям А. Теннисона, А. Троллопа и др. Позднее творчество М. отмечено сухостью исполнения, иногда сентиментальной слащавостью («Козыри – червы», 1872, «Страж Таэура», 1876, обе – галерея Тейт, и др.). Кавалер ордена Почётного легиона (1882); в 1885 возведён в рыцарское достоинство.