РЁСКИН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЁСКИН, Рескин, Раскин (Ruskin) Джон (8.2.1819, Лондон – 20.1.1900, Брентвуд, Ланкашир), англ. историк иск-ва и худож. критик, писатель, обществ. деятель. Родился в религ. семье богатого шотл. виноторговца. Окончил Оксфордский ун-т (1842). В кон. 1830-х гг. увлёкся историей европ. иск-ва, выступил в поддержку живописи У. Тёрнера, эссе о котором послужило основой первой книги 5-томного цикла «Современные художники» («Modern painters», 1843–60, рус. пер. 1901). Известность Р. принесли кн. «Семь светочей архитектуры» («The seven lamps of architecture», 1849, рус. пер. 2007) и 3-томный труд «Камни Венеции» («The stones of Venice», 1851–1853, рус. пер. 2009), в котором Р. предложил новую постромантич. интерпретацию ср.-век. европ. иск-ва и архитектуры и выступил основателем англ. худож.-критич. эссеизма. Активно поддержал прерафаэлитов, увидев в их творчестве альтернативу бездуховности иск-ва совр. буржуазного общества.
В 1850-е гг. Р. выступил с социально-утопич. теорией нового иск-ва, противопоставив бездушному капиталистич. машинному произ-ву радость и красоту ремесленного труда, что проявилось в поддержке деятельности У. Морриса, а также в создании в Лондоне в 1854 Рабочего колледжа. Социально-политич. взгляды Р. на иск-во и обществ. проблемы нашли отражение в работах «Политическая экономия искусства» («The political economy of art», 1857), «Fors clavigera, письма к рабочим и труженикам Великобритании» («Fors clavigera: Letters to the workmen and labourers of Great Britain», vol. 1–8, 1871–86) и др., в многочисл. лекциях. Эстетика Р. оказала заметное влияние на развитие англ. лит-ры и иск-ва рубежа 19–20 вв., на взгляды Л. Н. Толстого, рус. символистов. Среди др. произведений: книги о культуре «Сезам и лилии» («Sesame and lilies», 1864, расширенное изд. 1871), «Королева эфира» («The queen of the air», 1869); мемуары, поэтич. произведения, лит.-критич. эссе. С 1869 проф. искусств Оксфордского ун-та, основатель университетской школы рисунка и учебного музея. Из-за душевной болезни с сер. 1880-х гг. жил в уединении в собств. поместье.