МЕХАНИЦИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕХАНИЦИ́ЗМ, миропонимание, основанное на убеждении в том, что явление любого уровня сложности может быть описано на языке механики, рассматриваемой как универсальный язык науки, и что любое науч. описание в принципе может быть сведено к механическому, обеспечивающему высшую меру точности, строгости и полноты. Становление М. связано с формированием классич. механики (Г. Галилей, И. Ньютон и др.). На первом этапе (17 в.) благодаря введению в описание переменной величины и геометрич. интерпретации механики обнаруживается аналогия между физич. процессами и функционированием машины, движение любой части которой детерминировано положением и движением др. частей, связанных с данной. Характерным признаком такой машиноподобной системы является то, что всякое её состояние есть следствие предыдущего состояния и причина последующего. Механизм машины распространяется в качестве методологич. принципа на биологич. и психич. процессы и даже на сознание. Возникает первая в истории науки механистич. картина мира, имеющая определяющее значение для всех др. отраслей науч. познания. М. этого рода дополнялся характерной для деизма идеей «Бога-часовщика», сотворившего материальный мир и давшего ему законы, но в ход развития этого мира не вмешивающегося. В 18 в. происходит переход к алгебраич. истолкованию механики благодаря широкому применению линейных дифференциальных построений и механич. моделей, возникновению вариационного исчисления и закона сохранения живых сил. В филос. аспекте снимается противопоставление материи и силы (детерминизм П. С. Лапласа). В кон. 19 в. закон сохранения живой силы истолковывается как закон сохранения и превращения энергии; механич. движение утрачивает привилегиров. положение среди др. форм движения, выявляется ограниченность применимости механич. способа описания физич. явлений. Позднейшие проявления М. связаны с требованием «ревизии» неклассич. физики и возврата к нормам ньютонианского истолкования. Наиболее яркое проявление новейший М. получил в 1950-е гг. в критике «копенгагенской интерпретации» квантовой механики.