Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНЬ-ГУ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 244

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАНЬ-ГУ́ (Пань­гу), др.-кит. бо­же­ст­во, ми­фич. пер­во­пре­док. Ми­фы о П.-гу по­ло­же­ны в ос­но­ву кит. пред­став­ле­ний о про­ис­хо­ж­де­нии ми­ра и че­ло­ве­ка (см. Кос­мо­го­ни­че­ские ми­фы). Пись­мен­но за­фик­си­ро­ван­ные ми­фы о П.-гу да­ти­ру­ют­ся 3 в. н. э. Со­глас­но «Сань у ли цзы» («Ис­то­ри­че­ским за­пи­сям о трёх пра­ви­те­лях и пя­ти им­пе­ра­то­рах») Сюй Чжэ­на, П.-гу про­изо­шёл из яй­ца, сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся в из­на­чаль­ном все­лен­ском хао­се. Пер­вым ак­том тво­ре­ния П.-гу ста­ло раз­де­ле­ние инь и ян и фор­ми­ро­ва­ние те­не­вой (мут­ной) час­ти – зем­ли и свет­лой час­ти – не­ба (по позд­нес­ред­не­ве­ко­вым ка­но­нам, раз­де­ле­ние инь и ян бы­ло про­из­ве­де­но уда­ром ог­ром­но­го то­по­ра или зу­би­ла). По­сле смер­ти П.-гу из его те­ла воз­ник мир и разл. яв­ле­ния при­ро­ды: его ды­ха­ние ста­ло вет­ром, го­лос – гро­мом, гла­за – солн­цем и лу­ной, ру­ки и но­ги об­ра­зо­ва­ли че­ты­ре сто­ро­ны све­та, те­ло – зем­лю, кровь – ре­ки, во­ло­сы – звёз­ды и рас­те­ния, па­ра­зи­ты на его те­ле – лю­дей и др. В позд­нем ре­лиг. дао­сиз­ме П.-гу – один из вер­хов­ных пер­со­на­жей, член триа­ды (пер­во­на­чаль­но с Лао-цзы и Ху­ан-ди, за­тем с Юй-ди и Лао-цзы).

Лит.: Ян­ши­на Э. М. Фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие древ­не­ки­тай­ской ми­фо­ло­гии М., 1984; Birrell A. Chinese mythology: an introduction. Balt.; L., 1993; Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2008. [Т. 3.]: Ли­те­ра­ту­ра. Язык и пись­мен­ность.

Вернуться к началу