КОСМОГОНИ́ЧЕСКИЕ МИ́ФЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОСМОГОНИ́ЧЕСКИЕ МИ́ФЫ, мифы о происхождении мира, человека (антропогонич. мифы), отд. явлений природы и культуры (этиологич. мифы). Возникновение мира относится к особому «начальному», «раннему» времени, отделённому от историч. времени, но влияющему на него через обряды и воспроизводимому через К. м. Мир и его элементы могут появляться стихийно либо создаваться вследствие произвольных или непроизвольных действий зоо- и антропоморфных существ (напр., возникновение предка богов Бора из камней, которые лизала корова, – у скандинавов; создание мира из земли, принесённой со дна океана уткой или ондатрой, – у мн. народов Евразии и Америки; рождение солнца коровой – в егип. мифологии); часто функция творения приписывается определённым персонажам – демиургу, культурным героям [иногда в творении участвует пара персонажей, причём с одним из них связывается происхождение положительных, с другим – отрицательных явлений (см. в ст. Близнечные культы); логич. завершение эта концепция получила в религ. дуализме, напр. в зороастризме]. Ведущим мотивом для К. м. является мотив преодоления хаоса и установления порядка, структуры (космос). Создание космич. структуры может происходить через разделение перемешанных в хаосе явлений: космич. стихий (огонь, вода, земля, воздух), света и тьмы, неба и земли, моря и суши (создание острова посреди океана) и т. п. Космос часто описывается через образование его пространственных элементов – центра мира (мировой горы, мирового древа и т. п.), космич. зон (верхний, средний и нижний миры и т. п.). Распространены представления о предшествовавшем возникновению мира существовании космоса в зародыше в виде яйца (оно разбивается, из его половинок образуются небо и земля, из желтка – солнце и т. д.; иногда из мирового яйца появляются боги, люди и т. п.). Из сопоставления структуры Вселенной и человеческого тела (см. Микрокосмос и макрокосмос) возникают К. м. о создании мира через расчленение тела первого человека (инд. Пуруша, сканд. Имир, кит. Пань-гу и т. п.): из его частей образуются разл. космич. элементы, категории людей и т. д.; т. о., создание мира мыслится как ритуальное убийство, т. е. как первое жертвоприношение. Мотив жертвоприношения присутствует и в мифах о космич. битве с чудовищем, из тела которого создаётся мир (напр., битва Мардука с Тиамат в вавилонской поэме «Энума элиш»); битва с хтонич. существами (чудовищами, богами первого поколения, мятежниками и др.) может заканчиваться их заключением в преисподней (греч. титаны в Тартаре, библейский сатана в аду и т. п.). Иногда творение представляется как порождение вследствие первичного соития («священный брак» – греч. ‘ιερὸς γάμος ): Неба и Земли (напр., рождение гор, моря, нимф, титанов, киклопов и др. Геей и Ураном – в греч. мифологии), Солнца и Луны (см. Солярные культы, Лунарные культы), др. мифологич. персонажей. Рождение может происходить и необычным способом: от гермафродитов (напр., появление великанов от правой и левой ног Имира), от частей тела (напр., Афина из головы Зевса), от дуновения, из семени (напр., согласно др.-егип. мифу, бог солнца Атум сам оплодотворил себя, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов), крови (напр., рождение гигантов, нимф, эриний и богини Афродиты из крови оскоплённого Урана), слюны, пота и т. п. Наконец, творение может пониматься как ремесленное изготовление (напр., изготовление мира на гончарном круге егип. Хнумом; изготовление неба, светил, плуга, меча и др. героем-кузнецом Ильмариненом – в карело-финской мифологии; распространённым мифологич. мотивом является вырезание первых людей из дерева, вылепливание из глины, земли, часто замешенной на крови убитого чудовища, и т. п.) или как порождение мыслью и словом Творца (напр., егип. Птаха).
В некоторых мифологиях К. м. структурно противостоят мифы о конце света – эсхатологические мифы.