ПТАХ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПТАХ (Пта), один из главных богов в др.-егип. религии и мифологии. Изначально являлся богом столицы – Мемфиса, чем объясняются употреблявшийся по отношению к нему эпитет «царь Обеих земель» и, возможно, его почитание на всей территории Египта Древнего. В храме П. проводилась церемония коронации. Имя П. часто входило в титулы или имена фараонов (напр., Мернептах, Саптах). Вероятно, от названия одного из его мемфисских святилищ – Хут-Ка-Птах («Усадьба Двойника Птаха») происходит греч. «Египет». П. считался покровителем ремёсел (его верховный жрец носил титул «вел. управляющий ремесленников»), а также автором важного погребального ритуала «отверзания уст и очей», «оживляющего» мумию или статую покойного. В нач. 3-го тыс. до н. э. культ П. слился с культом мемфисского бога мёртвых Сокара, а в кон. 3-го тыс. – с культом Осириса (Птах-Сокар-Осирис). Столь же устойчивой была связь с мемфисским богом поднимающегося из первоокеана холма плодородной земли (Птах-Татенен). С эпохи Нового царства (сер. 16 – 11 вв. до н. э.) супругой П. считалась львиноголовая Сахмет, а сыном – бог Нефертум. Жёнами П. также назывались Хатхор, Маат, Тефнут, Бастет. В Мемфисе душой или сыном П. именовался священный бык Апис. Сыном П. также называли обожествлённого архитектора Имхотепа. Согласно «Памятнику мемфисской теологии», сохранившемуся в копии на т. н. Камне Шабаки (13–11 вв. или кон. 8 в. до н. э.), П. сотворил мир словом, задумав его в сердце и назвав языком. Впервые такой способ сотворения мира П. упоминается в кон. 3-го тыс. («Тексты саркофагов»). Обычно П. изображался антропоморфно (один из немногих егип. богов), с прямой «царской» бородкой (единственный из богов), в синем чепце (типичном для ремесленников на изображениях в мастабах) и плотно облегающем тело одеянии (похожем на пелены мумии), с открытыми кистями рук, в которых он держал священные символы в виде посоха. Греки отождествили П. с Гефестом.