Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСИ́РИС

  • рубрика
  • родственные статьи
    Родственные статьи:
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 533

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Томашевич

ОСИ́РИС, в древ­не­еги­пет­ской ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии бог воз­ро­ж­де­ния и пло­до­род­ных сил при­ро­ды, царь и су­дья в за­гроб­ном ми­ре. Со­глас­но осо­бо зна­чи­мой в ве­ро­ва­ни­ях древ­них егип­тян ге­лио­поль­ской кос­мо­го­нии [О. вхо­дил в ге­лио­поль­скую эн­неа­ду (де­вят­ку) бо­жеств], про­сле­жи­вае­мой по Тек­стам пи­ра­мид, О. – сын Ге­ба и Нут, брат Неф­ти­ды, Се­та, брат и муж Иси­ды, от бра­ка с ко­то­рой был ро­ж­дён Гор. Ве­ро­ят­но, пер­во­на­чаль­но был бо­гом г. Дже­ду (греч. Бу­си­рис) в вост. час­ти дель­ты Ни­ла, где вы­тес­нил культ ме­ст­но­го бо­га Анед­жти. Один из древ­ней­ших об­ще­еги­пет­ских бо­гов, О. иг­рал важ­ную роль в от­прав­ле­нии цар­ско­го куль­та, по­это­му, воз­мож­но, стал по­чи­тать­ся в свя­щен­ном г. Аби­дос, где на­хо­ди­лось ме­сто по­гре­бе­ния ца­рей пер­вых ди­на­стий. В Аби­до­се в ка­че­ст­ве мо­ги­лы О. по­кло­ня­лись гроб­ни­це ца­ря Дже­ра; там же, в хра­мо­вом ком­плек­се Се­ти I, рас­по­ла­га­ет­ся т. н. Оси­рей­он, ку­да и сей­час ма­те­ри при­во­дят со­би­раю­щих­ся за­муж до­че­рей, ве­ря, что это спо­соб­ст­ву­ет по­яв­ле­нию муж­ско­го по­том­ст­ва. О., муд­ро и бла­го­де­тель­но цар­ст­во­вав­ший над Егип­том [ему при­пи­сы­ва­ют­ся функ­ции куль­тур­но­го ге­роя: он обу­чил лю­дей по­чи­та­нию бо­гов, всем ре­мёс­лам и ис­кус­ст­вам; его эпи­тет – «Ун­не­фер» («Пре­бы­ваю­щий в бла­го­сти»), от­сю­да ус­та­рев­шее греч. имя Онуф­рий], яв­ля­ет­ся центр. фи­гу­рой гл. егип. ми­фа, в ви­де связ­но­го по­ве­ст­во­ва­ния со­хра­нён­но­го Плу­тар­хом (трак­тат «Об Иси­де и Оси­ри­се»), а по час­тям и по­рой мел­ким де­та­лям вос­про­из­во­ди­мо­го разл. др.-егип. ис­точ­ни­ка­ми (как пись­мен­ны­ми, так и изо­бра­зи­тель­ны­ми) на­чи­ная с 3-го тыс. до н. э. Со­глас­но ми­фу, за­ви­до­вав­ший бра­ту Сет при­нёс на пир кра­си­вый сар­кофаг и объ­я­вил, что по­да­рит его то­му, ко­му он при­дёт­ся впо­ру. Ко­гда же О., по мер­ке ко­то­ро­го ящик и был тай­но из­го­тов­лен, лёг в не­го, Сет с со­общ­ни­ка­ми за­хлоп­ну­ли крыш­ку и бро­си­ли сар­ко­фаг в Нил. Од­на­ко его на­шла вер­ная суп­ру­га О., Иси­да; «ве­ли­кая ма­ги­ей», она за­ча­ла от О. сы­на, Го­ра. Иси­да взра­сти­ла его, пря­ча от сво­его ко­вар­но­го бра­та. Юный Гор всту­пил в борь­бу с дя­дей за власть над Егип­том и в кон­це кон­цов одер­жал по­бе­ду [об этом с юмо­ром рас­ска­зы­ва­ет­ся в ми­фо­ло­гич. рас­ска­зе «Тяж­ба Го­ра и Се­та» на па­пи­ру­се Чес­те­ра Бит­ти эпо­хи прав­ле­ния Рам­се­са V (2-я пол. 12 в. до н. э.)]. Гор по­жерт­во­вал от­цу своё Око (егип. уд­жат; есть мне­ние, что О. был бо­гом зре­ния, о чём мо­жет сви­де­тель­ст­во­вать его имя: в од­ном из ва­ри­ан­тов пе­ре­во­да букв. «ме­сто гла­за»), вы­рван­ное Се­том в схват­ке. Про­гло­тив его, О. ожил, но от­дал трон сы­ну, сам же стал ца­рём и судь­ёй за­гроб­но­го ми­ра. Со­глас­но др. вер­сии это­го ми­фа, Сет на­шёл спря­тан­ное Иси­дой те­ло О. и раз­ру­бил его на 14 час­тей, раз­бро­сав их по все­му Егип­ту. Иси­да же с по­мо­щью Неф­ти­ды и Ану­би­са су­ме­ла со­брать их (или же по­хо­ро­ни­ла ка­ж­дую часть в мес­те на­ход­ки, чем объ­яс­ня­ет­ся при­сут­ст­вие там куль­та бо­га: напр., в Дже­ду по­ко­ит­ся по­зво­ноч­ник О., во­пло­щае­мый свя­щен­ным стол­бом – джед, а в Аби­до­се его го­ло­ва; Ану­бис из­го­то­вил пер­вую му­мию). 

Гор ведёт умершего к трону Осириса. Перед Осирисом – лотос с четырьмя сыновьями Гора, за ним – Исида и Нефтида. Рисунок из «Книги мёртвых. Папирус Ани». Ок. 1450 до н. э. Британский музей (Лондон).

Культ О. са­мым тес­ным об­ра­зом свя­зан с по­чи­та­ни­ем уми­раю­щей и вос­кре­саю­щей при­ро­ды и с оп­ло­до­тво­ряю­щей зем­лю во­дой раз­ли­ва. Он изо­бра­жал­ся об­ви­тым ви­но­град­ной ло­зой, его те­ло ок­ра­ши­ва­лось в зе­лё­ный или чёр­ный (как пло­до­род­ная егип. поч­ва) цвет. В гроб­ни­цах (напр., Ту­тан­ха­мо­на) най­де­ны ящи­ки в фор­ме му­мии с зем­лёй: счи­та­лось, что как про­рас­тёт по­се­ян­ное ту­да зер­но, так вос­крес­нет, по­доб­но О., по­кой­ный (из­вест­ны изо­бра­же­ния сар­ко­фа­га О., из ко­то­ро­го вы­рас­та­ют по­бе­ги зла­ков). Празд­нич­ные мис­те­рии в честь О. устраи­ва­лись в Аби­до­се еже­год­но в кон­це зи­мы – на­ча­ле вес­ны. Жри­цы в об­ра­зах Иси­ды и Неф­ти­ды оп­ла­ки­ва­ли по­кой­но­го (этот сю­жет мно­го­крат­но пред­став­лен в рос­пи­сях сар­ко­фа­гов), за­тем изо­бра­жа­ли бой Го­ра с Се­том, а в за­клю­че­ние – ожи­ва­ние О. (вме­сте с ним и всей при­ро­ды). К празд­не­ст­ву при­уро­чи­ва­ли ко­ро­на­цию но­во­го фа­рао­на, ото­жде­ст­в­ляв­ше­го­ся с Го­ром, то­гда как умер­ший по­чи­тал­ся как О. (по край­ней ме­ре, с прав­ле­ния V ди­на­стии). Поч­ти до кон­ца Древ­не­го цар­ст­ва (кон. 3-го тыс. до н. э.) О. счи­тал­ся, пре­ж­де все­го, цар­ским бо­же­ст­вом; при­мер­но с 22–21 вв. до н. э. ка­ж­дый по­кой­ный на­зы­ва­ет­ся в Тек­стах сар­ко­фа­гов «О. та­кой-то» (меч­тая воз­ро­дить­ся на том све­те, как О., мно­гие стре­ми­лись ес­ли не быть по­хо­ро­нен­ны­ми в Аби­до­се, то хо­тя бы по­ста­вить там сте­лу и при­сут­ст­во­вать на мис­те­ри­ях О.). Царь и гл. су­дья за­гроб­но­го ми­ра (один из его час­тот­ных эпи­те­тов, за­им­ст­во­ван­ный у Ану­би­са, «Хен­тиа­мен­тиу» – «Пер­вый сре­ди за­пад­ных», т. е. на­хо­дя­щих­ся в ином ми­ре), О. ре­ша­ет судь­бу умер­ших (изо­бра­же­ния на па­пи­ру­сах Кни­ги мёрт­вых). В Мем­фи­се О. ас­со­ции­ро­вал­ся с ме­ст­ным бо­гом нек­ро­по­ля Со­ка­ром (а за­тем и Пта­хом), при­ни­мая его функ­ции. Не ис­клю­че­но, что с глу­бо­кой древ­но­сти О. был бо­гом «ноч­но­го солн­ца», т. е. Лу­ны, чем объ­яс­ня­ет­ся его по­рой не­га­тив­ный об­лик в Тек­стах пи­ра­мид (про­ти­во­дей­ст­вие по­кой­но­му и бо­гу Ра), но это тай­ное зна­ние та­буи­ро­ва­лось и про­яви­лось толь­ко в позд­них ис­точ­ни­ках. С куль­том О. бы­ло свя­за­но и по­чи­та­ние свя­щен­но­го бы­ка Апи­са. О. изо­бра­жал­ся ан­тро­по­морф­но, но в ви­де спе­лё­на­той му­мии, со зна­ка­ми цар­ской вла­сти в ру­ках и в ко­ро­не-атеф (по­доб­на верх­не­еги­пет­ской) с дву­мя, об­рам­ляю­щи­ми её по бо­кам вы­со­ки­ми страу­со­вы­ми перь­я­ми (в позд­ние эпо­хи до­пол­ня­лась так­же ро­га­ми ов­на и сол­неч­ным дис­ком). Культ О. рас­про­стра­нил­ся так­же и в за­воё­ван­ном Егип­том Ку­ше. В гре­ко-рим. пе­ри­од по­чи­та­ние О. бы­ло ши­ро­ко рас­про­стра­не­но за пре­де­ла­ми Егип­та – в Зап. Азии и Ев­ро­пе, а так­же в Сев. При­чер­но­мо­рье (гре­ки ото­жде­ст­в­ля­ли его с Дио­ни­сом). Но боль­шей по­пу­ляр­но­стью в ан­тич­ном ми­ре поль­зо­ва­лась Иси­да (от­час­ти из-за вве­де­ния в пто­ле­ме­ев­ское вре­мя куль­та Се­ра­пи­са, взяв­ше­го на се­бя функ­ции О.), в Егип­те все­гда ус­ту­пав­шая му­жу в зна­чи­мо­сти куль­та. В тру­дах по ис­тории ре­ли­гии от­ме­ча­ет­ся, что, на­ря­ду с куль­та­ми др. уми­раю­щих и вос­кре­саю­щих бо­жеств Сре­ди­зем­но­мо­рья, культ О. сыг­рал зна­чит. роль для ста­нов­ле­ния хри­сти­ан­ско­го куль­та. См. под­роб­нее в ст. Еги­пет Древ­ний (раз­дел Куль­ту­ра).

Лит.: Griffiths JG. The origins of Osiris and his cult. Leiden, 1980; Ко­ро­стов­цев МА. Ре­ли­гия Древ­не­го Егип­та. 2-е изд. СПб., 2000.

Вернуться к началу