ОСИ́РИС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Родственные статьи:
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСИ́РИС, в древнеегипетской религии и мифологии бог возрождения и плодородных сил природы, царь и судья в загробном мире. Согласно особо значимой в верованиях древних египтян гелиопольской космогонии [О. входил в гелиопольскую эннеаду (девятку) божеств], прослеживаемой по Текстам пирамид, О. – сын Геба и Нут, брат Нефтиды, Сета, брат и муж Исиды, от брака с которой был рождён Гор. Вероятно, первоначально был богом г. Джеду (греч. Бусирис) в вост. части дельты Нила, где вытеснил культ местного бога Анеджти. Один из древнейших общеегипетских богов, О. играл важную роль в отправлении царского культа, поэтому, возможно, стал почитаться в священном г. Абидос, где находилось место погребения царей первых династий. В Абидосе в качестве могилы О. поклонялись гробнице царя Джера; там же, в храмовом комплексе Сети I, располагается т. н. Осирейон, куда и сейчас матери приводят собирающихся замуж дочерей, веря, что это способствует появлению мужского потомства. О., мудро и благодетельно царствовавший над Египтом [ему приписываются функции культурного героя: он обучил людей почитанию богов, всем ремёслам и искусствам; его эпитет – «Уннефер» («Пребывающий в благости»), отсюда устаревшее греч. имя Онуфрий], является центр. фигурой гл. егип. мифа, в виде связного повествования сохранённого Плутархом (трактат «Об Исиде и Осирисе»), а по частям и порой мелким деталям воспроизводимого разл. др.-егип. источниками (как письменными, так и изобразительными) начиная с 3-го тыс. до н. э. Согласно мифу, завидовавший брату Сет принёс на пир красивый саркофаг и объявил, что подарит его тому, кому он придётся впору. Когда же О., по мерке которого ящик и был тайно изготовлен, лёг в него, Сет с сообщниками захлопнули крышку и бросили саркофаг в Нил. Однако его нашла верная супруга О., Исида; «великая магией», она зачала от О. сына, Гора. Исида взрастила его, пряча от своего коварного брата. Юный Гор вступил в борьбу с дядей за власть над Египтом и в конце концов одержал победу [об этом с юмором рассказывается в мифологич. рассказе «Тяжба Гора и Сета» на папирусе Честера Битти эпохи правления Рамсеса V (2-я пол. 12 в. до н. э.)]. Гор пожертвовал отцу своё Око (егип. уджат; есть мнение, что О. был богом зрения, о чём может свидетельствовать его имя: в одном из вариантов перевода букв. «место глаза»), вырванное Сетом в схватке. Проглотив его, О. ожил, но отдал трон сыну, сам же стал царём и судьёй загробного мира. Согласно др. версии этого мифа, Сет нашёл спрятанное Исидой тело О. и разрубил его на 14 частей, разбросав их по всему Египту. Исида же с помощью Нефтиды и Анубиса сумела собрать их (или же похоронила каждую часть в месте находки, чем объясняется присутствие там культа бога: напр., в Джеду покоится позвоночник О., воплощаемый священным столбом – джед, а в Абидосе его голова; Анубис изготовил первую мумию).
Культ О. самым тесным образом связан с почитанием умирающей и воскресающей природы и с оплодотворяющей землю водой разлива. Он изображался обвитым виноградной лозой, его тело окрашивалось в зелёный или чёрный (как плодородная егип. почва) цвет. В гробницах (напр., Тутанхамона) найдены ящики в форме мумии с землёй: считалось, что как прорастёт посеянное туда зерно, так воскреснет, подобно О., покойный (известны изображения саркофага О., из которого вырастают побеги злаков). Праздничные мистерии в честь О. устраивались в Абидосе ежегодно в конце зимы – начале весны. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды оплакивали покойного (этот сюжет многократно представлен в росписях саркофагов), затем изображали бой Гора с Сетом, а в заключение – оживание О. (вместе с ним и всей природы). К празднеству приурочивали коронацию нового фараона, отождествлявшегося с Гором, тогда как умерший почитался как О. (по крайней мере, с правления V династии). Почти до конца Древнего царства (кон. 3-го тыс. до н. э.) О. считался, прежде всего, царским божеством; примерно с 22–21 вв. до н. э. каждый покойный называется в Текстах саркофагов «О. такой-то» (мечтая возродиться на том свете, как О., многие стремились если не быть похороненными в Абидосе, то хотя бы поставить там стелу и присутствовать на мистериях О.). Царь и гл. судья загробного мира (один из его частотных эпитетов, заимствованный у Анубиса, «Хентиаментиу» – «Первый среди западных», т. е. находящихся в ином мире), О. решает судьбу умерших (изображения на папирусах Книги мёртвых). В Мемфисе О. ассоциировался с местным богом некрополя Сокаром (а затем и Птахом), принимая его функции. Не исключено, что с глубокой древности О. был богом «ночного солнца», т. е. Луны, чем объясняется его порой негативный облик в Текстах пирамид (противодействие покойному и богу Ра), но это тайное знание табуировалось и проявилось только в поздних источниках. С культом О. было связано и почитание священного быка Аписа. О. изображался антропоморфно, но в виде спелёнатой мумии, со знаками царской власти в руках и в короне-атеф (подобна верхнеегипетской) с двумя, обрамляющими её по бокам высокими страусовыми перьями (в поздние эпохи дополнялась также рогами овна и солнечным диском). Культ О. распространился также и в завоёванном Египтом Куше. В греко-рим. период почитание О. было широко распространено за пределами Египта – в Зап. Азии и Европе, а также в Сев. Причерноморье (греки отождествляли его с Дионисом). Но большей популярностью в античном мире пользовалась Исида (отчасти из-за введения в птолемеевское время культа Сераписа, взявшего на себя функции О.), в Египте всегда уступавшая мужу в значимости культа. В трудах по истории религии отмечается, что, наряду с культами др. умирающих и воскресающих божеств Средиземноморья, культ О. сыграл значит. роль для становления христианского культа. См. подробнее в ст. Египет Древний (раздел Культура).