КУШ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУШ, одна из областей древнего Судана. Назв. «К.» впервые встречается в др.-егип. магич. «Текстах проклятия» (время XII династии, ок. 20 – последняя четв. 18 вв. до н. э.) в числе 30 враждебных Египту юж. «стран»; позднее стало главным из трёх, наряду с егип. Та-нехси («Страна темнокожих»?) и Та-сети («Страна трёхдугого лука»?), общих наименований всей цивилизации в ср. части долины Нила (между 1-м и 6-м порогами), составлявшей вместе с Египтом единую историко-культурную зону [в античной традиции – (Нильская) Эфиопия, в лит-ре Нового времени – также Нубия, Мероэ].
Политически К. развивался от конгломерата вождеств к государственности в условиях егип. экспансии, которая началась уже при первых фараонах и шла затем тремя волнами – в Старое, Среднее и Новое царства. Области между 1-м и 2-м нильскими порогами уже в кон. 4-го тыс. до н. э. (ещё до образования единого егип. государства) были вовлечены в торговые отношения с Верхним Египтом, поставляя экзотич. товары из Тропич. Африки (слоновую кость, чёрное дерево, благовония, шкуры редких животных) в обмен на керамические и каменные сосуды, шиферные пластины, гребни и, вероятно, вино. В период Раннего и Старого царств (ок. 30–22 вв. до н. э.) территория до 2-го порога подвергалась воен. набегам, в долине появились первые крепости-фактории. В эпоху Среднего царства (21 – сер. 17 вв. до н. э.) началось активное освоение земель; египтяне проникли выше 2-го порога, выстроив ок. 20 укреплённых поселений по берегам Нила для обеспечения доступа к местным ресурсам (строит. камень, ценные минералы, лес, золото, медь, скот и рабы). Одновременно происходила египтизация К.: возводились храмы егип. богов; дети вождей, взятые как заложники, воспитывались при дворе фараонов; рекруты из местных племён набирались в качестве «внутренних войск» в Египет.
Вторжения египтян замедляли естеств. развитие региона (образование элит, укрепление вождеств), но при ослаблении Египта в эпохи междоусобиц (три т. н. переходных периода) в К. возрождались местные раннегосударственные образования, возникали союзы племён, противостоявшие егип. экспансии. Особенно усилилось «царство» с центром в Керме (южнее 3-го порога), зародившееся в сер. 3-го тыс. до н. э., а к 16 в. до н. э. (конец Второго переходного периода в Египте, время владычества гиксосов) ставшее третьей (наряду с гиксосами-завоевателями в Нижнем Египте и егип. правителями в Верхнем Египте) влиятельной силой в долине Нила.
Ряд чиновников егип. администрации в К. перешли на службу к правителю Кермы. С воссоединением Египта при первых фараонах XVIII династии (кон. 16 в. до н. э.) протогосударственность Кермы была разгромлена; территория до 4-го порога перешла под управление егип. наместника («Царского сына Куша»), обеспечивавшего сбор дани и разработку природных богатств. Некоторые местные вожди были включены в систему егип. администрации. В 11 в. до н. э., в кризисную эпоху Третьего переходного периода, Египет утратил власть над К.; последующие три столетия – «тёмный период».
Ок. 9 в. до н. э. в истории К. началась вторая фаза: образовалось политически независимое царство со столицей в Напате (предположительно возле совр. г. Карейма, около 4-го порога). Материальная и духовная культура в этот период обнаруживает сильное егип. влияние, поддерживавшееся жрецами оставшихся после египтян святилищ, главным из которых был расположенный вблизи столицы храм Амона у «Чистой горы» (ныне Гебель-Баркал). Господствующими в обществе стали егип. идеология (религ. и политич.) и язык. Первый документально засвидетельствованный правитель, Кашта (ок. 760–747 до н. э.) носил егип. царскую титулатуру и, видимо, контролировал часть Египта. Последующие 5 царей правили объединённым Египетско-Кушитским царством (XXV, т. н. эфиопская, династия фараонов; сер. 8 – сер. 7 вв. до н. э.), а 3 их родственницы поочерёдно занимали высший пост в егип. жреческой иерархии того времени. Ассирийские вторжения в 664/663 до н. э. вытеснили кушитов из Египта, но их претензии на егип. престол, видимо, сохранились и, возможно, стали причиной карательного похода фараона Псамметиха II в 593 до н. э. Разорение сев. части К., видимо, повлекло перенос столицы из Напаты далеко на юг, в г. Мероэ (между 5-м и 6-м порогами), что привело к ослаблению связей с Египтом и к постепенной деегиптизации ряда аспектов культуры. Егип. язык как официальный в 3 в. до н. э. вышел из употребления, а во 2 в. до н. э. появились тексты на мероитском языке с оригинальным алфавитным письмом. Гл. богом царства оставался егип. Амон, но «классический» пантеон расширился, включив ряд местных богов (Апедемак, Амесеми, Маш, Себиумекер). В иск-ве выработался новый синкретич. стиль, обнаруживающий средиземноморское (эллинистическое, позднее римское) и восточное (в т. ч., возможно, индийское) влияния.
Возобновление военных и посольских контактов с Египтом в период Птолемеев и рим. эпохи (3–1 вв. до н. э.) привело к оживлению торговых связей в долине Нила. Памятники материальной культуры К. этого времени свидетельствуют о расцвете ремёсел (гончарного, ювелирного), металлургии (в частности, произ-ва железа) и строительства (храмы, дворцы, пирамиды царей и частных лиц). Наивысших достижений в мероитский период К. достиг в 1–2 вв. н. э. Причины последующего постепенного упадка неясны. Возможно, торговые пути вдоль Нила перестали быть безопасными из-за участившихся вторжений кочевых племён из пустынь и утратили былое значение с развитием контролировавшегося Египтом судоходства вдоль побережья Красного моря. В сер. 4 в. с запада в К. вторглись племена «чёрных ноба», с востока – аксумиты (Абиссиния); г. Мероэ был разрушен. В 5 в., с ослаблением центр. власти, держава, никогда не бывшая этнически единой, распалась на части [Нобадия (Нобатия), Макурия (Макура, Мукурра), Алва (Алоа)], которые продолжали существовать в эпоху Средневековья как самостоят. царства Нубии.