МЕРО́Э
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕРО́Э, резиденция царей Куша на вост. берегу Нила (примерно в 200 км к северу от Хартума, Республика Судан). Впервые упоминается (в егип. передаче «Баруа») в «Большой надписи» царя Ирикеаманноте (кон. 5 в. до н. э.) в храме Т в Каве. У античных авторов начиная с Геродота (5 в. до н. э.) М. – столица всей (Нильской) Эфиопии.
О ранней истории М. известно мало. Возникшее ок. 10 в. до н. э. поселение оставалось провинциальным примерно до 6 в., когда – при неизвестных обстоятельствах – из Напаты, древней столицы Куша, сюда, далеко на юг, была перенесена царская резиденция. Причиной, видимо, стали какие-то политич. потрясения – столкновение царя Аспелты (нач. 6 в. до н. э.) с клиром напатского храма Амона (гл. святилища страны) либо предполагаемое разорение Напаты войском егип. фараона Псамметиха II, вторгшимся в сев. часть Куша в 593 до н. э. Пострадавший храмовый комплекс Напаты после восстановления оставался религ. центром страны, а М. стал политич. столицей.
Перемещение центра привело к некоторой деегиптизации Куша и к постепенному сложению своеобразной синкретич. культуры, в которой местный афр. субстрат подвергся сильным влияниям извне. Выгодное расположение М. на пересечении караванных путей (на север к Средиземному м. через Египет и на восток к Красному м.), а также природные ресурсы региона (орошаемые земли для земледелия, пастбища для скотоводства, сырьё для ремесленных производств) содействовали его расцвету.
Местонахождение М. установил в 1772 шотл. путешественник Дж. Брюс. Археологич. изучение начал в 1909–14 Дж. Гарстанг (экспедиция Ливерпульского ун-та), возобновил англ. археолог П. Шинни (под патронатом Ун-та Ганы в 1965, Ун-та Хартума в 1966–70, в рамках совместного проекта Ун-та Хартума и Ун-та Калгари в 1971–77, 1983–84); с 1999 продолжает суданско-канад. миссия под рук. Али Османа Салиха и К. Гжимски.
По данным раскопок, город занимал площадь ок. 1 км2 (изучено ок. 30%). В зап. части обнаружен трапециевидный «Царский квартал» с дворцами, святилищами, складами и «Царскими банями» (возможно, водным святилищем). Массивная ограда (толщиной от 3,5 м) из тёсаного камня имела 5 ворот по периметру, к двум из которых вели обсаженные деревьями улицы. С вост. стороны к «Царскому кварталу» примыкал храм бога Амона, от него вела дорога для ритуальных шествий к «Храму Солнца», расположенному в 1 км к востоку от города, вдоль которой обнаружено неск. небольших храмов.
Городище за пределами «Царского квартала» изучено слабо. Застройка, по данным магнитометрич. разведки, в некоторых частях города, вероятно, была планомерной, с широкими улицами и открытыми площадями; население составляло до 10 тыс. чел. Устройство частных жилищ известно мало; дворцовая и храмовая архитектура отражает егип., эллинистич. и рим. влияния.
В пустыне, на расстоянии ок. 4 км к востоку от центра, обнаружены два царских некрополя (Северный и Южный) со множеством погребальных комплексов (пирамида из тёсаного камня или кирпича с прилегающей часовней и подковообразной оградой), а ближе к городу – «вельможеский» некрополь (Западный). Данные археологии указывают на расцвет ремёсел – строительного, гончарного, ювелирного. Важное место занимало произ-во железа (из-за обилия обнаруженного археологами шлака в лит-ре с 1912 стало популярным определение «М. – Бирмингем древней Африки»). Находки особых видов керамич. тары указывают на импорт вина, оливкового масла, мёда. Ввозилась дорогая металлич. и стеклянная посуда.
М. достигает расцвета в 1–2 вв. н. э., с 3 в. переживает упадок, ок. сер. 4 в. был покинут – очевидно, после вторжения соседей [«чёрных ноба» с запада и аксумитов (Абиссиния) с востока], о чём свидетельствуют грекоязычные аксумские царские надписи на двух победных памятниках в «Царском квартале». Город, видимо, был разорён и больше не возродился. Падение М. условно считается концом Кушитской державы, распавшейся вскоре на части, из которых к 6 в. возникли ср.-век. царства Нубии.