Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕРО́Э

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 34

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. К. Виноградов

МЕРО́Э, ре­зи­ден­ция ца­рей Ку­ша на вост. бе­ре­гу Ни­ла (при­мер­но в 200 км к се­ве­ру от Хар­ту­ма, Рес­пуб­ли­ка Су­дан). Впер­вые упо­ми­на­ет­ся (в егип. пе­ре­да­че «Ба­руа») в «Боль­шой над­пи­си» ца­ря Ири­кеа­ман­но­те (кон. 5 в. до н. э.) в хра­ме Т в Ка­ве. У ан­тич­ных ав­то­ров на­чи­ная с Ге­ро­до­та (5 в. до н. э.) М. – сто­ли­ца всей (Ниль­ской) Эфио­пии.

О ран­ней ис­то­рии М. из­вест­но ма­ло. Воз­ник­шее ок. 10 в. до н. э. по­се­ле­ние ос­та­ва­лось про­вин­ци­аль­ным при­мер­но до 6 в., ко­гда – при не­из­вест­ных об­стоя­тель­ст­вах – из На­па­ты, древ­ней сто­ли­цы Ку­ша, сю­да, да­ле­ко на юг, бы­ла пе­ре­не­се­на цар­ская ре­зи­ден­ция. При­чи­ной, ви­ди­мо, ста­ли ка­кие-то по­ли­тич. по­трясе­ния – столк­но­ве­ние ца­ря Ас­пел­ты (нач. 6 в. до н. э.) с кли­ром на­пат­ско­го хра­ма Амо­на (гл. свя­ти­ли­ща стра­ны) ли­бо пред­по­ла­гае­мое ра­зо­ре­ние На­па­ты вой­ском егип. фа­рао­на Псам­ме­ти­ха II, вторг­шим­ся в сев. часть Ку­ша в 593 до н. э. По­стра­дав­ший хра­мо­вый ком­плекс На­па­ты по­сле вос­ста­нов­ле­ния ос­та­вал­ся ре­лиг. цен­тром стра­ны, а М. стал по­ли­тич. сто­ли­цей.

Пе­ре­ме­ще­ние цен­тра при­ве­ло к не­ко­то­рой дее­гип­ти­за­ции Ку­ша и к по­сте­пен­но­му сло­же­нию свое­об­раз­ной син­кре­тич. куль­ту­ры, в ко­то­рой ме­ст­ный афр. суб­страт под­верг­ся силь­ным влия­ни­ям из­вне. Вы­год­ное рас­по­ло­же­ние М. на пе­ре­се­че­нии ка­ра­ван­ных пу­тей (на се­вер к Сре­ди­зем­но­му м. че­рез Еги­пет и на вос­ток к Крас­но­му м.), а так­же при­род­ные ре­сур­сы ре­гио­на (оро­шае­мые зем­ли для зем­ле­де­лия, па­ст­би­ща для ско­то­вод­ст­ва, сы­рьё для ре­мес­лен­ных про­из­водств) со­дей­ст­во­ва­ли его рас­цве­ту.

Ме­сто­на­хо­ж­де­ние М. ус­та­но­вил в 1772 шотл. пу­те­ше­ст­вен­ник Дж. Брюс. Ар­хео­ло­гич. изу­че­ние на­чал в 1909–14 Дж. Гар­станг (экс­пе­ди­ция Ли­вер­пуль­ско­го ун-та), во­зоб­но­вил англ. ар­хео­лог П. Шин­ни (под па­тро­на­том Ун-та Га­ны в 1965, Ун-та Хар­ту­ма в 1966–70, в рамках совместно­го проекта Ун-та Хартума и Ун-та Кал­га­ри в 1971–77, 1983–84); с 1999 про­дол­жа­ет су­дан­ско-ка­над. мис­сия под рук. Али Ос­ма­на Са­ли­ха и К. Гжим­ски.

По дан­ным рас­ко­пок, го­род за­ни­мал пло­щадь ок. 1 км2 (изу­че­но ок. 30%). В зап. час­ти об­на­ру­жен тра­пе­цие­вид­ный «Цар­ский квар­тал» с двор­ца­ми, свя­ти­ли­ща­ми, скла­да­ми и «Цар­ски­ми ба­ня­ми» (воз­мож­но, вод­ным свя­ти­ли­щем). Мас­сив­ная ог­ра­да (тол­щи­ной от 3,5 м) из тё­са­но­го кам­ня име­ла 5 во­рот по пе­ри­мет­ру, к двум из ко­то­рых ве­ли об­са­жен­ные де­ревь­я­ми ули­цы. С вост. сто­ро­ны к «Цар­ско­му квар­та­лу» при­мы­кал храм бо­га Амо­на, от не­го ве­ла до­ро­га для ри­ту­аль­ных ше­ст­вий к «Хра­му Солн­ца», рас­по­ло­жен­но­му в 1 км к вос­то­ку от го­ро­да, вдоль ко­то­рой об­на­ру­же­но неск. не­боль­ших хра­мов.

Го­ро­ди­ще за пре­де­ла­ми «Цар­ско­го квар­та­ла» изу­че­но сла­бо. За­строй­ка, по дан­ным маг­ни­то­мет­рич. раз­вед­ки, в не­ко­то­рых час­тях го­ро­да, ве­ро­ят­но, бы­ла пла­но­мер­ной, с ши­ро­ки­ми ули­ца­ми и от­кры­ты­ми пло­ща­дя­ми; на­се­ле­ние со­став­ля­ло до 10 тыс. чел. Уст­рой­ст­во ча­ст­ных жи­лищ из­вест­но ма­ло; двор­цо­вая и хра­мо­вая ар­хи­тек­ту­ра от­ра­жа­ет егип., эл­ли­ни­стич. и рим. влия­ния.

В пус­ты­не, на рас­стоя­нии ок. 4 км к вос­то­ку от цен­тра, об­на­ру­же­ны два цар­ских нек­ро­по­ля (Се­вер­ный и Юж­ный) со мно­же­ст­вом по­гре­баль­ных ком­плек­сов (пи­ра­ми­да из тё­са­но­го кам­ня или кир­пи­ча с при­ле­гаю­щей ча­сов­ней и под­ко­во­об­раз­ной ог­ра­дой), а бли­же к го­ро­ду – «вель­мо­же­ский» нек­ро­поль (За­пад­ный). Дан­ные ар­хео­ло­гии ука­зы­ва­ют на рас­цвет ре­мё­сел – строи­тель­но­го, гон­чар­но­го, юве­лир­но­го. Важ­ное ме­сто за­ни­ма­ло про­из-во же­ле­за (из-за оби­лия обнаруженного археологами шлака в лит-ре с 1912 стало популярным оп­ре­деление «М. – Бирмингем древней Аф­рики»). На­ход­ки осо­бых ви­дов ке­ра­мич. та­ры ука­зы­ва­ют на им­порт ви­на, олив­ко­во­го мас­ла, мё­да. Вво­зи­лась до­ро­гая ме­тал­лич. и стек­лян­ная по­су­да.

М. дос­ти­га­ет рас­цве­та в 1–2 вв. н. э., с 3 в. пе­ре­жи­ва­ет упа­док, ок. сер. 4 в. был по­ки­нут – оче­вид­но, по­сле втор­же­ния со­се­дей [«чёр­ных но­ба» с за­па­да и ак­су­ми­тов (Абис­си­ния) с вос­то­ка], о чём сви­де­тель­ст­ву­ют гре­коя­зыч­ные ак­сум­ские цар­ские над­пи­си на двух по­бед­ных па­мят­ни­ках в «Цар­ском квар­та­ле». Го­род, ви­ди­мо, был ра­зо­рён и боль­ше не воз­ро­дил­ся. Па­де­ние М. ус­лов­но счи­та­ет­ся кон­цом Ку­шит­ской дер­жа­вы, рас­пав­шей­ся вско­ре на час­ти, из ко­то­рых к 6 в. воз­ник­ли ср.-век. цар­ст­ва Ну­бии.

Лит.: Meroё, the city of the Ethiopians / Ed. J. Garstang a. o. Oxf., 1911; Shinnie P. L. Me­roe: A civilization of the Sudan. L.,1967; Wel­sby D. A. The Kingdom of Kush: the Napatan and Meroitic empires. L., 1996; Grzymski K. Meroe // Sudan: ancient treasures / Ed. D. A. Wel­sby, J. R. Anderson. L., 2004.

Вернуться к началу