НАПА́ТА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАПА́ТА (правильнее Нáпата; также Набата, Напи), 1) старейший адм. и политич. центр древнего Судана, близ плато Баркаль (Гебель-Баркал; др.-егип. Джу-Уаб, букв. – Чистая гора), у 4-го порога р. Нил. В 8–6 вв. до н. э. столица Куша. Точное местоположение Н. не установлено. Считается, что город располагался вблизи баркальского храмового комплекса – крупнейшего религ. центра Куша (обнаружены ок. 15 храмов, 3 дворца и 2 группы царских пирамид), поскольку гл. храм святилища был посвящён богу Амону Напатскому. При этом некоторые исследователи отождествляют Н. с баркальским комплексом (хотя археологич. раскопки, ведущиеся с кон. 19 в., следов поселения там не выявили). Другие предполагают, что Н. находилась на месте одного из окрестных совр. населённых пунктов (Карейма возле Баркала, либо Мерави на вост. берегу Нила, либо Санам-Абу-Дом на зап. берегу).
Основа историч. сведений о Н. – письм. свидетельства. Первое упоминание – в двух тождественных надписях (Амадская и Элефантинская стелы) егип. фараона Аменхотепа II, сообщающих, что «на стене Н.» египтяне (видимо, для устрашения местного населения) вывесили тело одного из семи сирийских «вождей», которых фараон самолично принёс в жертву Амону по возвращении из «азиатского» похода.
В письм. памятниках независимого Кушитского царства Н. упоминается в связи с коронацией правителей (хотя обычно речь идёт о баркальском храме Амона Напатского) и, видимо, представлена как царская резиденция и ранняя столица страны. Ок. 6 в. до н. э. при неясных обстоятельствах столица из Н. переместилась в прежде провинциальный г. Мероэ. Причиной могло стать либо столкновение царя Аспелты (нач. 6 в. до н. э.) со священнослужителями храма Амона Напатского, либо внутридинастическая борьба за власть или иноземное вторжение (преобладает мнение, что Н. разорили войска фараона Псамметиха II, вторгшиеся в Куш в 593 до н. э.). Перенос политич. центра из Н. далеко на юг привёл к ослаблению егип. влияния на Куш и к постепенному сложению синкретич. «мероитской» культуры. При этом Н. долго оставалась важнейшим культовым центром древнего Судана. По одной гипотезе, на некоторое время там даже возникла параллельная царская династия, к представителям которой, возможно, принадлежали пирамиды в некрополе возле Чистой горы.
В кон. 1 в. до н. э. Н., согласно Страбону, служила одной из резиденций царицы «эфиопов» и в ходе короткой войны Куша с рим. Египтом в 25/24 до н. э. была захвачена войсками егип. префекта Гая Петрония, которые разрушили город до основания, угнав жителей в рабство. Возможно, всё это и объясняет трудности совр. обнаружения Н. (хотя установлено, что храмы баркальского святилища Амона Напатского, а также царский некрополь у Чистой горы были действующими ещё в первые века н. э.). Город, если и уцелел, то совершенно утратил прежнее значение. Упоминания о Н. гипотетически усматриваются в нескольких надписях 3–5 вв. на мероитском языке, но это толкование нуждается в подтверждении.
2) В науч. лит-ре определения «Напата» и «Напатское царство» иногда употребляются расширительно, обозначая весь начальный период истории Кушитского царства (примерно 8–6 вв. до н. э.), в продолжение которого Н. была столицей древнего Судана (ср. Мероэ и Мероитское царство как обозначения позднейшего периода).