НУ́БИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НУ́БИЯ, условное обобщающее название земель в средней части бассейна р. Нил и его притоков (примерно между 1-м порогом и обл. Сеннар), а также совокупности гос. образований, сложившихся на этой территории после падения Кушитского царства (см. Куш) ок. сер. 4 в. н. э.; образовано от этнонима нуба/ноба, впервые отмеченного в позднеантичных сообщениях о народах «Эфиопии».
Как предполагается, нубийцы уже со 2-го тыс. до н. э. постепенно проникали в Куш из оазисов совр. Ливийской пустыни, что в кон. 1-го тыс. привело к значит. этнополитич. изменениям в ср. части долины Нила. В 3 в. до н. э., согласно географу Эратосфену (в пересказе Страбона), племена нуба населяли земли по зап. берегу от «острова Мероэ» (междуречье Нила и Атбары) до излучин реки, подразделялись на «много царств» и были независимы от «эфиопов» (кушитов). В сер. 4 в. н. э. Эзана, правитель Аксумского царства, в тексте победной стелы сообщает о походе на «чёрных» и «красных» ноба, а также упоминает о разгроме народа кассу (видимо, кушитов). Вероятно, Куш к этому времени утратил свой суверенитет, а нуба/ноба стали преобладающей силой в ср. части долины Нила.
Становление новой цивилизации в Н. реконструируется в осн. по данным археологии. В области между 1-м и 3-м порогами Нила выявлена т. н. культура Баллана (по назв. кладбища первых нубийских царей, обнаруженного к северу от 2-го порога), носителями которой считаются обе обитавшие здесь народности – нубийцы и блеммии (союз племён, прежде кочевавших в Вост. пустыне). К югу от 3-го порога прослеживается т. н. постмероитская культура – преемник поздней культуры Куша. Судя по находкам, нубийские общества, несмотря на утрату мн. достижений цивилизации Куша (государственности, религии, мероитского языка и письма), накопили значит. культурный потенциал.
К 6 в. в ср. части долины Нила образовались три нубийских царства: Нобадия (араб. – эль-Марис; от 1-го до 3-го порога; столица – Фaрас), Мукурра (Макурия; от 3-го порога до слияния рек Нил и Атбара предположительно; столица – Дoнгола) и Алва (Алоа, лат. Алодия; примерно от слияния Нила и Атбары до обл. Сеннар на р. Голубой Нил; столица – Сoба), помимо которых источники иногда упоминают и более мелкие гос. образования: Дотаво, эль-Абваб, Кокка и др.
Между 543 и 580 в обстановке внешнеполитич. интриг с участием Египта и Византии царства нубийцев были обращены в христианство. При этом Мукурра приняла ортодоксальное христианство, а Нобадия и Алва – монофизитство [объявленное ересью на IV Вселенском (Халкидонском) соборе 451], что связало их с Коптской церковью Египта и ещё более осложнило давнюю борьбу за гегемонию в Нубии.
Видимо, в нач. 7 в. Мукурра при неясных обстоятельствах присоединила к себе Нобадию, а в сер. 7 в. отразила нашествие арабов (случай беспрецедентный в истории араб. завоеваний), уже покоривших Египет и всю Сев. Африку. После двух столкновений в 652 было заключено перемирие с рядом обоюдных обязательств, важнейшим из которых стал т. н. бакт – ежегодная доставка арабам ок. 360 (в источниках цифры варьируют от 300 до 442) рабов в обмен на зерно, вино, ткани, лошадей. Сохранившая суверенитет Мукурра с этих пор – осн. представитель Н. в отношениях с Халифатом. Договор не распространялся на Алву и прочие гос. образования Н., сообщения о которых в араб. источниках крайне скудны.
Предположительно во 2-й пол. 7 в., видимо из-за ослабления связей с Византией, церковь Мукурры перешла в монофизитство (присоединившись к Коптской церкви Египта и подчинившись патриарху в Александрии), что способствовало последующему сближению с Алвой, хотя воссоединения царств не произошло. Правителя Мукурры Кириакоса (сер. 8 в.) позднейшие источники называют «царём тринадцати царей» – признак политич. неоднородности Нубии.
В 8–11 вв. Н. достигла расцвета в хозяйств. и культурной жизни. Укрупнились поселения, развивались земледелие, ремёсла (в частности, гончарное) и торговля с участием купцов-мусульман. Процветали искусства (роспись керамики, фресковая живопись), широко велось строительство, особенно церковное. Судя по многочисл. письм. памятникам (в осн. религ. содержания) на др.-нубийском, коптском и греч. языках, значительно распространилась грамотность.
Политич. отношения Н. с мусульм. миром оставались сравнительно ровными пока в Халифате правили Аббасиды (8–10 вв.), Фатимиды (10–12 вв.) и Айюбиды (12–13 вв.). Пришедшие к власти в Египте в 1250 мамлюки стали вмешиваться в начавшиеся в Мукурре династич. распри, поддерживая происламских претендентов на престол. Исламизация и арабизация Н. приобрели особый размах с ростом араб. миграции из Египта под давлением мамлюков. В ходе междоусобицы столица Мукурры – Донгола была разрушена, и к кон. 14 в. царство пало. К 14 в. пришло в упадок и царство Алва, после волны миграций арабов-бедуинов с северо-востока и племён фунджей (фунгов) с юго-запада распавшееся на «княжества». Политич. центром Н., видимо, стало известное с 12 в. царство Дотаво (между 1-м и 2-м порогами), правитель которого ещё в кон. 15 в. носил титул «царь царей». К 16 в. осн. волна араб. миграций в Н. спала; начался период этнич. и культурной ассимиляции в условиях феод. раздробленности.
Сев. часть Н. была отторгнута Египтом вскоре после его захвата Османской империей в 1517; земли выше 3-го порога перешли под власть Фунджского (или Сеннарского – по назв. столицы) султаната. В 1820-е гг. завоевание Н. возобновилось, она превратилась в колонию Египта. В результате агрессивной политики тур.-егип. колониальных властей (при участии чиновников-европейцев) территория страны к 1880-м гг. расширилась почти вдвое на западе, юге и востоке, приобретя и новое назв. Судан, под которым она и вошла в новейшую историю.
В исследовательской лит-ре слово «Н.» иногда выступает как условное географич. обозначение сев. областей Судана, подразделяемых на Нижнюю (от 1-го до 2-го порога Нила) и Верхнюю (от 2-го до 3-го порога) Н. Как историч. назв. «Н.» порой используется расширительно, под ним подразумеваются не только средневековые, но и все прочие гос. образования сев. Судана с древности (см. Керма) до нач. 19 в.