Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ВА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 342

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. К. Виноградов

КА́ВА (древ­нее назв. – Ге­ма­тон или Гем­па­тон, от др.-егип. «Встре­ча [бо­га] Ато­на»), ком­плекс ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков на вост. бе­ре­гу Ни­ла, ок. 100 км юж­нее тре­тье­го по­ро­га (Сев. пров. рес­пуб­ли­ки Су­дан). Рас­коп­ки экс­пе­ди­ции Окс­форд­ско­го ун-та в 1929–31 (Ф. Л. Гриф­фит), в 1935–36 (Л. П. Кёр­ван), ме­ж­ду­нар. экс­пе­ди­ции на ба­зе Брит. му­зея в 1993 и 1997–2003 (Д. А. Уэлз­би).

Об­щая пло­щадь па­мят­ни­ка ок. 40 га (изу­че­но не бо­лее 3–5%). К се­ве­ру от К. об­на­ру­жен об­шир­ный мо­гиль­ник куль­ту­ры Кер­ма, сви­де­тель­ст­вую­щий, что ме­ст­ность бы­ла оби­тае­ма ме­ж­ду сер. 3-го и сер. 2-го тыс. до н. э. Са­мые ран­ние на­ход­ки в К. от­но­сят­ся к эпо­хе Сред­не­го Цар­ст­ва Егип­та (21 – сер. 17 вв.). Стеа­ти­то­вый ска­ра­бей-аму­лет с име­нем Амен­хо­те­па III сви­де­тель­ст­ву­ет, что, ве­ро­ят­но, в его прав­ле­ние (ме­ж­ду 1379 и 1340) бы­ло ос­но­ва­но егип. свя­ти­ли­ще в К. В центр. час­ти К. изу­че­ны 3 хра­ма егип. бо­гов: поч­ти при­мы­каю­щие по всей дли­не, ори­ен­ти­ро­ван­ные по оси се­вер – юг хра­мы А («Эй»; с изо­бра­же­ния­ми Ту­тан­ха­мо­на; пред­по­ло­жи­тель­но ре­кон­ст­руи­ро­ван при ку­шит­ском ца­ре Та­хар­ке ок. 690–664) и В («Би»; пер­во­на­чаль­но, воз­мож­но, вклю­чал свя­ти­ли­ще бо­ги­ни Ану­кис, на мес­те ко­то­ро­го, ве­ро­ят­но при ца­ре Ариа­ма­ни, ок. 3 в. бы­ла по­стро­ена ча­сов­ня); пер­пен­ди­ку­ляр­но их оси – храм Т («Ти») – са­мая зна­чи­тель­ная из по­стро­ек в К.; воз­ве­дён в пе­ри­од не­про­дол­жи­тель­но­го гос­под­ства ку­ши­тов в Егип­те (XXV, «эфи­оп­ская», ди­на­стия; сер. 8 – сер. 7 вв. до н. э.) егип. мас­те­ра­ми по при­ка­зу ца­ря Та­хар­ки и от­но­сит­ся к чис­лу гл. свя­ти­лищ Ку­ша. Храм Т ок­ру­жа­ли: ве­ду­щая ко вхо­ду «ал­лея» из 2 ря­дов ста­туй в ви­де воз­ле­жа­ще­го ба­ра­на (свя­щен­ное жи­вот­ное Амо­на); ал­тарь в ви­де плат­фор­мы из бло­ков пес­ча­ни­ка с 13 сту­пе­ня­ми; зап. «киоск» – ме­сто ос­та­но­вок при ри­ту­аль­ном ше­ст­вии, уча­ст­ни­ки ко­то­ро­го со­вер­ша­ли об­ход во­круг хра­ма, пе­ре­но­ся сим­во­лич. ла­дью Амо­на-Ра; при­хра­мо­вый сад; ок­ру­жаю­щие ком­плекс сте­ны (со сто­ро­ны пус­ты­ни до 4 м тол­щи­ной) из сыр­цо­во­го кир­пи­ча. За сте­на­ми – вост. «киоск», свя­ти­ли­ще («храм льва») пред­по­ло­жи­тель­но 1–2 вв. н. э. К. дос­тиг­ла рас­цве­та в 8–6 вв. до н. э., ко­гда ста­ла од­ним из гл. ре­лиг. цен­тров и сто­ли­цей од­но­го из ок­ру­гов об­ра­зо­вав­ше­го­ся ок. 9 в. до н. э. не­за­ви­си­мо­го Ку­шит­ско­го цар­ст­ва (см. в ст. Куш). По сви­де­тель­ст­ву ме­ст­ных егип­тоя­зыч­ных хро­ник, хра­мы К. бы­ли важ­ней­шим ме­стом па­лом­ни­че­ст­ва, по­се­ще­ние хра­ма Амо­на Гем­па­тон­ско­го – од­но из осн. дей­ст­вий в про­це­ду­ре ин­тро­ни­за­ции но­во­го пра­ви­те­ля Ку­ша. К. под­вер­га­лась раз­ру­ше­ни­ям фа­рао­ном Псам­ме­ти­хом II в 593 до н. э., рим. пре­фек­том в Егип­те Га­ем Пе­тро­ни­ем в 23 до н. э., за­тем от­страи­ва­лась, но пло­щадь по­се­ле­ния по­сте­пен­но со­кра­ща­лась. Са­мые позд­ние эпи­гра­фич. сви­де­тель­ст­ва от­но­сят­ся к кон. 1 в. до н. э., но, су­дя по др. на­ход­кам, по­се­ле­ние су­ще­ст­во­ва­ло по край­ней ме­ре до 3 в. н. э.

Кава. Сфинкс с лицом царя Тахарки из храма Т. Британский музей (Лондон).

Хра­мы пря­мо­уголь­ные, вклю­ча­ли 2 про­доль­но со­еди­нён­ных ко­лон­ных за­ла, «ча­сов­ню» (в хра­мах А и Т из 2 осн. по­ме­ще­ний – про­на­оса и свя­ти­ли­ща) и осо­бый для ка­ж­до­го из хра­мов на­бор до­пол­нит. по­ме­ще­ний (в т. ч. кла­до­вые). На ка­мен­ных час­тях со­хра­ни­лись стан­дарт­ные егип. куль­то­вые над­пи­си и рель­еф­ные изо­бра­же­ния (жерт­во­при­но­ше­ния ца­рей бо­гам, изо­бра­же­ния егип. бо­гов, ча­ще дру­гих – Амо­на-Ра). Рель­е­фы хра­ма Т сти­ли­сти­че­ски близ­ки егип. об­раз­цам Ста­ро­го Цар­ст­ва, от­че­го их ино­гда рас­смат­ри­ва­ют как па­мят­ник эпо­хи «егип. ре­нес­сан­са»: Та­хар­ка в ви­де сфин­кса по­пи­ра­ет но­га­ми 3 по­вер­жен­ных чу­же­зем­цев; ух­ва­тив за во­ло­сы груп­пу ли­вий­цев и «азиа­тов», он за­ма­хи­ва­ет­ся на них бу­ла­вой или ме­чом; он встре­ча­ет про­цес­сию из му­зы­кан­тов, пев­цов и жре­цов (6 из них, ви­ди­мо, не­сут ри­ту­аль­ную ла­дью Амо­на – од­ну из гл. свя­тынь хра­ма); он же, пред­став­ляю­щий Амо­ну-Ра мо­дель хра­мо­во­го пи­ло­на (ве­ро­ят­но, ал­ле­го­рия, под­ра­зу­ме­ваю­щая строи­тель­ст­во хра­ма Т как дар бо­же­ст­ву); ал­ле­го­рич. цикл, по­свя­щён­ный ин­тро­ни­за­ции Та­хар­ки, – сце­на «пе­ре­го­на 4 те­лят в бо­жий храм», об­ще­ние с Хо­ром и То­том, ко­ро­но­ва­ние, про­во­ды в храм и пре­кло­не­ние ко­лен у ног Амо­на и др. Сре­ди на­хо­док: зо­ло­тая и брон­зо­вые фи­гур­ки ко­ле­но­пре­кло­нён­но­го фа­рао­на с жерт­вен­ны­ми со­су­да­ми в ру­ках, ок. 30 по­зо­ло­чен­ных брон­зо­вых изо­бра­же­ний свя­щен­ной коб­ры, брон­зо­вые ста­ту­эт­ки Оси­ри­са (ви­ди­мо, стан­дарт­ное по­жерт­во­ва­ние в хра­ме А, где най­де­на и фор­ма для от­лив­ки), 100 брон­зо­вых фи­гу­рок жи­вот­ных, птиц; фраг­мен­ты гра­нит­ной ста­туи Та­хар­ки с жерт­вен­ным сто­лом в ру­ках и сфинкс, го­ло­ве ко­то­ро­го при­да­ны порт­рет­ные чер­ты это­го ца­ря (рис.); бу­сы из фа­ян­са, крас­ной яш­мы, зо­ло­та, фа­ян­со­вые пла­сти­ны-встав­ки с изо­бра­же­ния­ми Амо­на, свя­щен­но­го ба­ра­на, цве­тов или в фор­ме егип. ие­рог­ли­фов и кар­ту­шей с име­на­ми ца­рей 7–5 вв. до н. э.; по­ми­наль­ная сте­ла егип. вель­мо­жи Па­нах­та (на­ме­ст­ник К. при Ту­тан­ха­мо­не), 8 егип­тоя­зыч­ных стел ца­рей 7–3 вв. до н. э. и 5 ис­то­рич. над­пи­сей 5 в. до н. э., граф­фи­ти егип. чи­нов­ни­ков Но­во­го Цар­ст­ва и ме­ро­ит­ских па­лом­ни­ков (в т. ч. на ме­ро­ит­ском язы­ке). Тек­сты из К. со­став­ля­ют око­ло по­ло­ви­ны письм. фон­да для ре­кон­ст­рук­ции ис­то­рии Ку­шит­ско­го цар­ст­ва.

В юж. час­ти К. вы­яв­ле­ны уча­ст­ки плот­ной жи­лой за­строй­ки (пред­по­ло­жи­тель­но 8–6 вв. до н. э.) из сыр­цо­во­го кир­пи­ча с гли­ня­ны­ми или пес­ча­ны­ми по­ла­ми; «про­из­вод­ст­вен­ная пло­щад­ка» с 2 пе­ча­ми (ве­ро­ят­но, для об­жи­га ке­ра­ми­ки); трёх­ком­нат­ная (позд­нее до­строе­ны ещё 2 ком­на­ты) по­строй­ка, на сте­нах – по­ли­хром­ный де­кор, фраг­мен­ты фре­сок, над­пи­си, упо­ми­наю­щие Та­хар­ку. Сре­ди на­хо­док – гли­ня­ные от­тис­ки пе­ча­тей, фор­мы для вы­печ­ки хле­ба, сот­ни бу­син из фа­ян­са и скор­лу­пы страу­си­ных яиц, де­ко­ри­ро­ван­ные пла­сти­ны из сло­но­вой кос­ти, изо­бра­же­ния (в т. ч. 2 гли­ня­ные скульп­ту­ры) бо­га Бе­са и его спут­ни­цы Бе­сет. К вос­то­ку от го­ро­ди­ща рас­по­ло­жен нек­ро­поль из бо­лее ты­ся­чи мо­гил (из изу­чен­ных б. ч. ока­за­лись раз­граб­лен­ны­ми; сре­ди на­хо­док – фа­ян­со­вые бу­сы, ке­ра­ми­ка). Они обыч­но име­ют длин­ный сту­пен­ча­тый спуск в ка­ме­ру (мно­гие ис­поль­зо­ва­лись не­од­но­крат­но), по­кой­ни­ки (ино­гда на ло­же) вы­тя­ну­ты на спи­не го­ло­вой на за­пад. У не­ко­то­рых мо­гил про­сле­жи­ва­ют­ся ос­тат­ки кур­га­на, мас­та­бы или пи­ра­ми­ды из кир­пи­ча ли­бо тё­са­но­го кам­ня.

Лит.: Macadam M. F. L. The temples of Ka­wa. L., 1949–1955. Vol. 1–2; Welsby D. A. Ka­wa survey project // The Sudan Archaeological Research Society Newletter. 1993. № 4; idem. Survey and excavations at Kawa, the 1997/8 season // Sudan and Nubia. 1998. № 2; idem. The Kawa excavation project // Ibid. 2000. № 4; idem. Excavations within the Pharaonic and Kushite site at Kawa and its hinterland, 2000–2001 // Ibid. 2001. № 5; idem. The Ku­shi­te town and cemetery at Kawa, the 2001–2002 season // Ibid. 2002. № 6; Sudan. An­cient treasures: an exhibition of recent disco­ve­ries from the Sudan National Museum. L., 2004.

Вернуться к началу