КА́ВА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́ВА (древнее назв. – Гематон или Гемпатон, от др.-егип. «Встреча [бога] Атона»), комплекс археологич. памятников на вост. берегу Нила, ок. 100 км южнее третьего порога (Сев. пров. республики Судан). Раскопки экспедиции Оксфордского ун-та в 1929–31 (Ф. Л. Гриффит), в 1935–36 (Л. П. Кёрван), междунар. экспедиции на базе Брит. музея в 1993 и 1997–2003 (Д. А. Уэлзби).
Общая площадь памятника ок. 40 га (изучено не более 3–5%). К северу от К. обнаружен обширный могильник культуры Керма, свидетельствующий, что местность была обитаема между сер. 3-го и сер. 2-го тыс. до н. э. Самые ранние находки в К. относятся к эпохе Среднего Царства Египта (21 – сер. 17 вв.). Стеатитовый скарабей-амулет с именем Аменхотепа III свидетельствует, что, вероятно, в его правление (между 1379 и 1340) было основано егип. святилище в К. В центр. части К. изучены 3 храма егип. богов: почти примыкающие по всей длине, ориентированные по оси север – юг храмы А («Эй»; с изображениями Тутанхамона; предположительно реконструирован при кушитском царе Тахарке ок. 690–664) и В («Би»; первоначально, возможно, включал святилище богини Анукис, на месте которого, вероятно при царе Ариамани, ок. 3 в. была построена часовня); перпендикулярно их оси – храм Т («Ти») – самая значительная из построек в К.; возведён в период непродолжительного господства кушитов в Египте (XXV, «эфиопская», династия; сер. 8 – сер. 7 вв. до н. э.) егип. мастерами по приказу царя Тахарки и относится к числу гл. святилищ Куша. Храм Т окружали: ведущая ко входу «аллея» из 2 рядов статуй в виде возлежащего барана (священное животное Амона); алтарь в виде платформы из блоков песчаника с 13 ступенями; зап. «киоск» – место остановок при ритуальном шествии, участники которого совершали обход вокруг храма, перенося символич. ладью Амона-Ра; прихрамовый сад; окружающие комплекс стены (со стороны пустыни до 4 м толщиной) из сырцового кирпича. За стенами – вост. «киоск», святилище («храм льва») предположительно 1–2 вв. н. э. К. достигла расцвета в 8–6 вв. до н. э., когда стала одним из гл. религ. центров и столицей одного из округов образовавшегося ок. 9 в. до н. э. независимого Кушитского царства (см. в ст. Куш). По свидетельству местных египтоязычных хроник, храмы К. были важнейшим местом паломничества, посещение храма Амона Гемпатонского – одно из осн. действий в процедуре интронизации нового правителя Куша. К. подвергалась разрушениям фараоном Псамметихом II в 593 до н. э., рим. префектом в Египте Гаем Петронием в 23 до н. э., затем отстраивалась, но площадь поселения постепенно сокращалась. Самые поздние эпиграфич. свидетельства относятся к кон. 1 в. до н. э., но, судя по др. находкам, поселение существовало по крайней мере до 3 в. н. э.
Храмы прямоугольные, включали 2 продольно соединённых колонных зала, «часовню» (в храмах А и Т из 2 осн. помещений – пронаоса и святилища) и особый для каждого из храмов набор дополнит. помещений (в т. ч. кладовые). На каменных частях сохранились стандартные егип. культовые надписи и рельефные изображения (жертвоприношения царей богам, изображения егип. богов, чаще других – Амона-Ра). Рельефы храма Т стилистически близки егип. образцам Старого Царства, отчего их иногда рассматривают как памятник эпохи «егип. ренессанса»: Тахарка в виде сфинкса попирает ногами 3 поверженных чужеземцев; ухватив за волосы группу ливийцев и «азиатов», он замахивается на них булавой или мечом; он встречает процессию из музыкантов, певцов и жрецов (6 из них, видимо, несут ритуальную ладью Амона – одну из гл. святынь храма); он же, представляющий Амону-Ра модель храмового пилона (вероятно, аллегория, подразумевающая строительство храма Т как дар божеству); аллегорич. цикл, посвящённый интронизации Тахарки, – сцена «перегона 4 телят в божий храм», общение с Хором и Тотом, коронование, проводы в храм и преклонение колен у ног Амона и др. Среди находок: золотая и бронзовые фигурки коленопреклонённого фараона с жертвенными сосудами в руках, ок. 30 позолоченных бронзовых изображений священной кобры, бронзовые статуэтки Осириса (видимо, стандартное пожертвование в храме А, где найдена и форма для отливки), 100 бронзовых фигурок животных, птиц; фрагменты гранитной статуи Тахарки с жертвенным столом в руках и сфинкс, голове которого приданы портретные черты этого царя (рис.); бусы из фаянса, красной яшмы, золота, фаянсовые пластины-вставки с изображениями Амона, священного барана, цветов или в форме егип. иероглифов и картушей с именами царей 7–5 вв. до н. э.; поминальная стела егип. вельможи Панахта (наместник К. при Тутанхамоне), 8 египтоязычных стел царей 7–3 вв. до н. э. и 5 историч. надписей 5 в. до н. э., граффити егип. чиновников Нового Царства и мероитских паломников (в т. ч. на мероитском языке). Тексты из К. составляют около половины письм. фонда для реконструкции истории Кушитского царства.
В юж. части К. выявлены участки плотной жилой застройки (предположительно 8–6 вв. до н. э.) из сырцового кирпича с глиняными или песчаными полами; «производственная площадка» с 2 печами (вероятно, для обжига керамики); трёхкомнатная (позднее достроены ещё 2 комнаты) постройка, на стенах – полихромный декор, фрагменты фресок, надписи, упоминающие Тахарку. Среди находок – глиняные оттиски печатей, формы для выпечки хлеба, сотни бусин из фаянса и скорлупы страусиных яиц, декорированные пластины из слоновой кости, изображения (в т. ч. 2 глиняные скульптуры) бога Беса и его спутницы Бесет. К востоку от городища расположен некрополь из более тысячи могил (из изученных б. ч. оказались разграбленными; среди находок – фаянсовые бусы, керамика). Они обычно имеют длинный ступенчатый спуск в камеру (многие использовались неоднократно), покойники (иногда на ложе) вытянуты на спине головой на запад. У некоторых могил прослеживаются остатки кургана, мастабы или пирамиды из кирпича либо тёсаного камня.