Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИКСО́СЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 120-121

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Немировский

ГИКСО́СЫ (греч. ῾Υϰσώς), ази­ат. пле­менная общ­ность, за­вое­вав­шая Еги­пет Древ­ний во 2-й четв. 2-го тыс. до н. э. Со­глас­но «Еги­пет­ской ис­то­рии» егип. ис­то­ри­ка и жре­ца Ма­не­фо­на (кон. 4 – 1-я пол. 3 вв. до н. э.), ази­ат. на­род «без­вест­но­го про­ис­хо­ж­де­ния» вторг­ся в Еги­пет и, ук­ре­пив­шись в вост. час­ти Дель­ты в г. Ава­рис (егип. Хат-Уар или Хут-Уа­рет, ны­не Телль-эд-Да­ба), в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни удер­жи­вал власть, жес­то­ко уг­не­тая егип­тян; од­на­ко по­сле про­дол­жит. вой­ны Г. бы­ли из­гна­ны из Егип­та ме­ст­ны­ми пра­ви­те­ля­ми Фив, вос­со­еди­нив­ши­ми стра­ну под сво­ей вла­стью и вос­ста­но­вив­ши­ми её не­за­ви­си­мость (Ma­netho, Fr. 42–52). Со­глас­но Ма­не­фо­ну, егип­тя­не на­зы­ва­ли за­вое­ва­те­лей сло­во­со­че­та­ни­ем, оз­на­чаю­щим «ца­ри-пас­ту­хи» и зву­ча­щим в греч. транс­крип­ции как «гик­сос». За этим тер­ми­ном, ве­ро­ят­но, сто­ит егип. «хе­кау ша­су» – пра­ви­те­ли-ко­чев­ни­ки или пра­ви­те­ли-ша­су (ша­су – из­вест­ные по егип. ис­точ­ни­кам ко­чев­ни­ки Си­ная, то­ж­де­ст­вен­ные, по-ви­ди­мо­му, биб­лей­ским ама­ли­ки­тя­нам; ко вре­ме­ни Ма­не­фо­на за сло­вом «ша­су» ос­та­ва­лось толь­ко зна­че­ние «ко­чев­ни­ки, пас­ту­хи»). Мн. учё­ные, од­на­ко, счи­та­ют, что за этой транс­крип­ци­ей у Ма­не­фо­на сто­ит иное егип. вы­ра­же­ние – «хе­кау ха­сут» (пра­ви­те­ли чу­же­зем­ных стран); этим тер­ми­ном обо­зна­ча­ли в егип. цар­ских спи­сках 2-го тыс. до н. э. ди­на­стию гик­сос­ских ца­рей Ава­ри­са (XV ди­на­стию в цар­ском пе­реч­не Ма­не­фо­на); кро­ме то­го, так ино­гда ти­ту­ло­ва­ли се­бя са­ми ца­ри этой ди­на­стии.

Егип. письм. ис­точ­ни­ки 17–16 вв. до н. э. и ар­хео­ло­гич. рас­коп­ки да­ют под­твер­жде­ние то­му, что в это вре­мя на се­ве­ро-вос­то­ке Дель­ты су­ще­ст­во­ва­ло цар­ст­во со сто­ли­цей в Ава­ри­се (ис­сле­ду­ет­ся австр. экс­пе­ди­ци­ей М. Би­та­ка с 1966), воз­глав­ляв­шее­ся ди­на­сти­ей си­ро-па­ле­стин­ско­го (за­пад­но­се­мит­ско­го) про­ис­хо­ж­де­ния и вре­ме­на­ми рас­про­стра­няв­шее вер­хов­ный кон­троль на весь Еги­пет, Юж. Па­ле­сти­ну и да­же Ну­бию. Ни вре­мя, ни об­стоя­тель­ст­ва его воз­ник­но­ве­ния точ­но не­из­вест­ны; воз­мож­но, яд­ром гик­сос­ско­го объ­е­ди­не­ния бы­ли ама­ле­ки­ты-ша­су Си­ная, спло­тив­шие во­круг се­бя со­сед­них ко­чев­ни­ков и осед­лых ха­на­не­ев Юж. Па­ле­сти­ны в кон. 18 в. до н. э. (бур­ное вре­мя хур­рит­ской ми­гра­ции в Па­ле­сти­ну) и осу­ще­ст­вив­шие втор­же­ние в Еги­пет в 1-й пол. 17 в. до н. э. Бла­го­да­ря Г. в Егип­те, по-ви­ди­мо­му, поя­ви­лись но­вые ви­ды ору­жия (со­став­ной лук, меч), ко­лес­ни­цы и ло­ша­ди (пе­ре­ня­тые Г. у хур­ри­тов). Гл. объ­ек­том куль­та у Г. был ази­ат. бог, ото­жде­ст­в­лён­ный с егип. Се­том (Су­те­хом). Гик­сос­ские ца­ри Ава­ри­са про­во­ди­ли по­ли­ти­ку за­пад­но­се­мит­ско-егип. по­ли­тич. и ре­лиг. син­кре­тиз­ма и со 2-й пол. 17 в. при­ня­ли пол­ную егип. цар­скую ти­ту­ла­ту­ру; пер­вые 6 ца­рей ос­та­лись в офиц. цар­ском спи­ске Егип­та в ка­че­ст­ве за­кон­ной ди­на­стии хе­кау-ха­сут. На Кри­те, в Ну­бии, в Ме­со­по­та­мии бы­ли най­де­ны па­мят­ни­ки с их име­на­ми. Наи­выс­ше­го рас­цве­та дер­жа­ва Г. дос­тиг­ла при Хай­а­не (Хий­а­не) и Апо­пи II Аа­ке­нен­ра (ок. 1600 до н. э.); тем не ме­нее уже то­гда в Ава­ри­се опа­са­лись мо­гу­ще­ст­ва сво­его вас­са­ла – ца­ря Фив Се­ке­нен­ра (из­вест­на егип. сказ­ка об Апо­пи и Се­ке­нен­ра). В про­дол­жи­тель­ное прав­ле­ние Апо­пи III Аа­у­сер­ра (сер. 16 в. до н. э.) на­след­ни­ки Се­ке­нен­ра Ка­мос и его пре­ем­ник Ях­мос I успеш­но вое­ва­ли про­тив Г.: Ка­мос объ­е­ди­нил поч­ти весь Еги­пет и оса­ж­дал Ава­рис; Ях­мос, бу­ду­щий ос­но­ва­тель Но­во­го цар­ст­ва, за­хва­тил го­род и, пре­сле­дуя вра­га, по­сле 3-лет­ней оса­ды взял Ша­ру­хен – по­след­ний центр Г. в Па­ле­сти­не. Егип. ис­точ­ни­ки нач. 16 в. (Таб­лич­ка Кар­нар­во­на и над­пись фа­рао­на Ка­мо­са) по­ве­ст­ву­ют об из­гна­нии Г. С па­де­ни­ем гик­сос­ско­го гос-ва пле­ме­на ама­ле­ки­тов-ша­су про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать на тер­ри­то­рии сво­его пер­во­на­чаль­но­го рас­се­ле­ния (где под назв. ама­ли­ки­тян упо­ми­на­ют­ся Биб­ли­ей), по­ка, на­ко­нец, не бы­ли ас­си­ми­ли­ро­ва­ны ара­ба­ми.

Ан­тич­ная и ран­не­хри­сти­ан­ская ис­то­рич. тра­ди­ции при­уро­чи­ва­ют пе­ре­се­ле­ние вет­хо­за­вет­ных пат­ри­ар­хов Иа­ко­ва и Ио­си­фа в Еги­пет к эпо­хе прав­ле­ния Г. Тра­ди­ция, впер­вые за­фик­си­ро­ван­ная у Ио­си­фа Фла­вия, ото­жде­ст­в­ля­ет Г., упо­ми­нае­мых у Ма­не­фо­на, с пред­ка­ми ев­ре­ев (Ios. Flav., Сontr. Ap. I 74, 91–92, 103). Ев­се­вий Ке­са­рий­ский в «Хро­ни­ке» со­об­ща­ет, что при Г. Ио­сиф управ­лял Егип­том (Eusebius. Die Chro­nik // Euse­bius. Werke. Lpz., 1911. Bd. 5. S. 68).

Лит.: Van Seters J. The Hyksos: a new investigation. New Haven, 1966; The Hyksos: new historical and archaeological perspectives / Ed. E. D. Oren. Phil., 1997; Ryholt K. S. B. The political situation in Egypt during the Second Intermediate Period. Cph., 1997; Не­ми­ров­ский А. А. Гик­со­сы: к во­про­сам име­но­ва­ния и про­ис­хо­ж­де­ния // Древ­ний Вос­ток: Общ­ность и свое­об­ра­зие куль­тур­ных тра­ди­ций. М., 2001.

Вернуться к началу