ГИКСО́СЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИКСО́СЫ (греч. ῾Υϰσώς), азиат. племенная общность, завоевавшая Египет Древний во 2-й четв. 2-го тыс. до н. э. Согласно «Египетской истории» егип. историка и жреца Манефона (кон. 4 – 1-я пол. 3 вв. до н. э.), азиат. народ «безвестного происхождения» вторгся в Египет и, укрепившись в вост. части Дельты в г. Аварис (егип. Хат-Уар или Хут-Уарет, ныне Телль-эд-Даба), в течение длительного времени удерживал власть, жестоко угнетая египтян; однако после продолжит. войны Г. были изгнаны из Египта местными правителями Фив, воссоединившими страну под своей властью и восстановившими её независимость (Manetho, Fr. 42–52). Согласно Манефону, египтяне называли завоевателей словосочетанием, означающим «цари-пастухи» и звучащим в греч. транскрипции как «гиксос». За этим термином, вероятно, стоит егип. «хекау шасу» – правители-кочевники или правители-шасу (шасу – известные по егип. источникам кочевники Синая, тождественные, по-видимому, библейским амаликитянам; ко времени Манефона за словом «шасу» оставалось только значение «кочевники, пастухи»). Мн. учёные, однако, считают, что за этой транскрипцией у Манефона стоит иное егип. выражение – «хекау хасут» (правители чужеземных стран); этим термином обозначали в егип. царских списках 2-го тыс. до н. э. династию гиксосских царей Авариса (XV династию в царском перечне Манефона); кроме того, так иногда титуловали себя сами цари этой династии.
Егип. письм. источники 17–16 вв. до н. э. и археологич. раскопки дают подтверждение тому, что в это время на северо-востоке Дельты существовало царство со столицей в Аварисе (исследуется австр. экспедицией М. Битака с 1966), возглавлявшееся династией сиро-палестинского (западносемитского) происхождения и временами распространявшее верховный контроль на весь Египет, Юж. Палестину и даже Нубию. Ни время, ни обстоятельства его возникновения точно неизвестны; возможно, ядром гиксосского объединения были амалекиты-шасу Синая, сплотившие вокруг себя соседних кочевников и оседлых хананеев Юж. Палестины в кон. 18 в. до н. э. (бурное время хурритской миграции в Палестину) и осуществившие вторжение в Египет в 1-й пол. 17 в. до н. э. Благодаря Г. в Египте, по-видимому, появились новые виды оружия (составной лук, меч), колесницы и лошади (перенятые Г. у хурритов). Гл. объектом культа у Г. был азиат. бог, отождествлённый с егип. Сетом (Сутехом). Гиксосские цари Авариса проводили политику западносемитско-егип. политич. и религ. синкретизма и со 2-й пол. 17 в. приняли полную егип. царскую титулатуру; первые 6 царей остались в офиц. царском списке Египта в качестве законной династии хекау-хасут. На Крите, в Нубии, в Месопотамии были найдены памятники с их именами. Наивысшего расцвета держава Г. достигла при Хайане (Хийане) и Апопи II Аакененра (ок. 1600 до н. э.); тем не менее уже тогда в Аварисе опасались могущества своего вассала – царя Фив Секененра (известна егип. сказка об Апопи и Секененра). В продолжительное правление Апопи III Ааусерра (сер. 16 в. до н. э.) наследники Секененра Камос и его преемник Яхмос I успешно воевали против Г.: Камос объединил почти весь Египет и осаждал Аварис; Яхмос, будущий основатель Нового царства, захватил город и, преследуя врага, после 3-летней осады взял Шарухен – последний центр Г. в Палестине. Егип. источники нач. 16 в. (Табличка Карнарвона и надпись фараона Камоса) повествуют об изгнании Г. С падением гиксосского гос-ва племена амалекитов-шасу продолжали существовать на территории своего первоначального расселения (где под назв. амаликитян упоминаются Библией), пока, наконец, не были ассимилированы арабами.
Античная и раннехристианская историч. традиции приурочивают переселение ветхозаветных патриархов Иакова и Иосифа в Египет к эпохе правления Г. Традиция, впервые зафиксированная у Иосифа Флавия, отождествляет Г., упоминаемых у Манефона, с предками евреев (Ios. Flav., Сontr. Ap. I 74, 91–92, 103). Евсевий Кесарийский в «Хронике» сообщает, что при Г. Иосиф управлял Египтом (Eusebius. Die Chronik // Eusebius. Werke. Lpz., 1911. Bd. 5. S. 68).