Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА

Авторы: О. В. Томашевич
Ра-Хорахти. Раскрашенная стела. Фрагмент. Ок. 1100 до н. э. Лувр (Париж).

РА, Ре (др.-егип. «Солн­це»), бо­же­ст­во солн­ца, один из гл. бо­гов в др.-егип. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии. Ве­ро­ят­но, цен­тром куль­та Ра яв­лял­ся г. Ге­лио­поль (греч. «Го­род солн­ца», егип. Иу­ну, ны­не сев. рай­он Каи­ра – Эль-Ма­та­рия). Имя Ра встре­ча­лось в тео­фор­ных цар­ских име­нах на­чи­ная со 2-й ди­на­стии (напр., Ра­неб), за­тем ча­ще ис­поль­зо­ва­лось в име­нах др. бо­жеств (Не­фер­ка­ра, Хаф­ра, Мен­кау­ра, Са­ху­ра, Рам­сес и т. д.). С ца­ря 4-й ди­на­стии Дже­деф­ра (26 в. до н. э.) имя Ра ста­ло обя­зат. ком­по­нен­том цар­ских ти­ту­лов («сын Ра»), а его культ – об­ще­еги­пет­ским. При 5-й ди­на­стии (26–25 вв.), ве­ро­ят­но про­ис­хо­див­шей из Ге­лио­по­ля и, со­глас­но тра­ди­ции, от са­мо­го Ра, его культ как вер­хов­но­го бо­же­ст­ва ук­ре­пил­ся: близ пи­ра­мид Абу­си­ра воз­ве­де­ны т. н. сол­неч­ные свя­ти­ли­ща (ого­ро­жен­ная пло­щад­ка с мо­ну­мен­таль­ным ка­мен­ным или кир­пич­ным обе­ли­ском на плат­фор­ме и жерт­вен­ни­ком), где так­же от­прав­лял­ся культ умер­ших ца­рей. В эпо­ху 18-й ди­на­стии (16–14 вв.) при хра­мах строи­лись мо­лель­ни («сень Ра»), свя­зан­ные с цар­ским куль­том (напр., в Ахе­тато­не; позд­нее при хра­ме Рам­се­са II в Абу Сим­бе­ле). В от­ли­чие от др. со­ляр­ных бо­жеств (Атум, Хе­при), Ра по­чи­та­ли как бо­га днев­но­го солн­ца. В ми­фах Ра вы­сту­па­ет как бог-де­ми­ург, соз­дав­ший весь мир, вклю­чая по­ро­ж­дён­ных его сле­за­ми лю­дей (в этой ипо­ста­си его обо­зна­ча­ли как Ра-Атум, со­еди­няя с Ату­мом, др. ге­лио­поль­ским со­ляр­ным бо­гом-де­ми­ур­гом). В ре­лиг. тек­стах Ра ото­жде­ст­в­лял­ся с др. бо­же­ст­ва­ми, напр. с Амо­ном (Амон-Ра), Го­ром (Ра-Хо­рах­ти), Мон­ту, Пта­хом, Се­бе­ком. Как по­кро­ви­тель не толь­ко жи­во­го, но и умер­ше­го ца­ря, Ра иг­рал зна­чит. роль в за­упо­кой­ном куль­те: в тек­сте ли­та­нии Ра, вы­се­чен­ном на сте­нах не­сколь­ких скаль­ных гроб­ниц фа­рао­нов в До­ли­не ца­рей, он ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с Оси­ри­сом (хо­тя в Тек­стах пи­ра­мид они про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся). Суп­ру­гой Ра счи­та­ли Мут, его до­черь­ми (или «Оком Ра») – Хат­хор, Ма­ат, Сах­мет, Сер­кет, Теф­нут. В эпо­ху Но­во­го цар­ст­ва к по­след­ним при­ба­ви­лись так­же зап.-се­мит­ские бо­ги­ни Ас­тар­та и Анат. Эх­на­тон ис­поль­зо­вал древ­ние ге­лио­поль­ские пред­став­ле­ния о Ра в ре­лиг. уче­нии о бо­ге Ато­не. Ар­хи­тек­ту­ра хра­мов Ато­на в Фи­вах и Ахе­та­то­не схо­жа с сол­неч­ны­ми свя­ти­ли­ща­ми Древ­не­го цар­ст­ва. Как во­пло­ще­ние Ра в Ге­лио­по­ле по­чи­тал­ся свя­щен­ный бык Мне­вис, с ним так­же свя­зан культ свя­щен­ной ца­п­ли Бе­ну («ду­ши Ра»). В пред­став­ле­ни­ях егип­тян Ра пе­ре­ме­ща­ет­ся по не­бес­но­му Ни­лу в сол­неч­ной ла­дье, ос­ве­щая зем­лю; но­чью он спус­ка­ет­ся в за­гроб­ный мир и плы­вёт по Ни­лу под­зем­но­му, где ему при­хо­дит­ся бо­роть­ся с во­пло­ще­ни­ем хао­са, зме­ем Апо­пом, пы­таю­щим­ся по­ме­шать солн­цу взой­ти. В сол­неч­ных ли­та­ни­ях и 17-й гла­ве Кни­ги мёрт­вых Ра в об­ра­зе ры­же­го ко­та по­бе­ж­да­ет сим­во­ли­зи­рую­ще­го его вра­гов змея. В др. тек­стах и изо­бра­же­ни­ях бо­ги­ня не­ба Нут ка­ж­дый ве­чер про­гла­ты­ва­ет солн­це-Ра, ут­ром же по­ро­ж­да­ет его вновь. Культ Ра по­лу­чил рас­про­стра­не­ние на тер­ри­то­рии все­го Егип­та Древ­не­го и в Ну­бии. Как пра­ви­ло, Ра изо­бра­жа­ли в ви­де че­ло­ве­ка с го­ло­вой со­ко­ла (во вре­мя пла­ва­ния в ми­ре ином с го­ло­вой ов­на), увен­чан­ной сол­неч­ным дис­ком с уре­ем (час­то так­же в двой­ной ко­ро­не с цар­ски­ми ин­сиг­ния­ми в ру­ках). Гре­ки ото­жде­ст­в­ля­ли Ра с Ге­лио­сом.

Лит.: Ко­ро­стов­цев М. А. Ре­ли­гия Древ­не­го Егип­та. М., 1976; Ма­тье М. Э. Из­бран­ные тру­ды по ми­фо­ло­гии и идео­ло­гии Древ­не­го Егип­та. М., 1996; Асс­ман Я. Еги­пет: Тео­ло­гия и бла­го­чес­тие ран­ней ци­ви­ли­за­ции. М., 1999; Quirke S. The cult of Ra. N. Y., 2001.

Вернуться к началу