РА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РА, Ре (др.-егип. «Солнце»), божество солнца, один из гл. богов в др.-егип. религии и мифологии. Вероятно, центром культа Ра являлся г. Гелиополь (греч. «Город солнца», егип. Иуну, ныне сев. район Каира – Эль-Матария). Имя Ра встречалось в теофорных царских именах начиная со 2-й династии (напр., Ранеб), затем чаще использовалось в именах др. божеств (Неферкара, Хафра, Менкаура, Сахура, Рамсес и т. д.). С царя 4-й династии Джедефра (26 в. до н. э.) имя Ра стало обязат. компонентом царских титулов («сын Ра»), а его культ – общеегипетским. При 5-й династии (26–25 вв.), вероятно происходившей из Гелиополя и, согласно традиции, от самого Ра, его культ как верховного божества укрепился: близ пирамид Абусира возведены т. н. солнечные святилища (огороженная площадка с монументальным каменным или кирпичным обелиском на платформе и жертвенником), где также отправлялся культ умерших царей. В эпоху 18-й династии (16–14 вв.) при храмах строились молельни («сень Ра»), связанные с царским культом (напр., в Ахетатоне; позднее при храме Рамсеса II в Абу Симбеле). В отличие от др. солярных божеств (Атум, Хепри), Ра почитали как бога дневного солнца. В мифах Ра выступает как бог-демиург, создавший весь мир, включая порождённых его слезами людей (в этой ипостаси его обозначали как Ра-Атум, соединяя с Атумом, др. гелиопольским солярным богом-демиургом). В религ. текстах Ра отождествлялся с др. божествами, напр. с Амоном (Амон-Ра), Гором (Ра-Хорахти), Монту, Птахом, Себеком. Как покровитель не только живого, но и умершего царя, Ра играл значит. роль в заупокойном культе: в тексте литании Ра, высеченном на стенах нескольких скальных гробниц фараонов в Долине царей, он отождествляется с Осирисом (хотя в Текстах пирамид они противопоставляются). Супругой Ра считали Мут, его дочерьми (или «Оком Ра») – Хатхор, Маат, Сахмет, Серкет, Тефнут. В эпоху Нового царства к последним прибавились также зап.-семитские богини Астарта и Анат. Эхнатон использовал древние гелиопольские представления о Ра в религ. учении о боге Атоне. Архитектура храмов Атона в Фивах и Ахетатоне схожа с солнечными святилищами Древнего царства. Как воплощение Ра в Гелиополе почитался священный бык Мневис, с ним также связан культ священной цапли Бену («души Ра»). В представлениях египтян Ра перемещается по небесному Нилу в солнечной ладье, освещая землю; ночью он спускается в загробный мир и плывёт по Нилу подземному, где ему приходится бороться с воплощением хаоса, змеем Апопом, пытающимся помешать солнцу взойти. В солнечных литаниях и 17-й главе Книги мёртвых Ра в образе рыжего кота побеждает символизирующего его врагов змея. В др. текстах и изображениях богиня неба Нут каждый вечер проглатывает солнце-Ра, утром же порождает его вновь. Культ Ра получил распространение на территории всего Египта Древнего и в Нубии. Как правило, Ра изображали в виде человека с головой сокола (во время плавания в мире ином с головой овна), увенчанной солнечным диском с уреем (часто также в двойной короне с царскими инсигниями в руках). Греки отождествляли Ра с Гелиосом.