Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 109

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Томашевич
Гор и Сет (справа). Рельеф на постаменте статуи Сенусерта I из Лишта. Ок. 1950 до н. э. Египетский музей (Каир).

СЕТ (Сетх, Су­тех), в др.-егип. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии бог хао­са и бес­по­ряд­ка, штор­ма и не­по­го­ды, «вла­ды­ка чу­же­зем­ных стран» (прежде всего, пус­ты­ни). Вхо­дил в ге­лиополь­скую эн­неа­ду, тре­тий сын Ге­ба и Нут, муж Неф­ти­ды (детей у этой пары не было). В ми­фах С. – брат и убий­ца Оси­ри­са, со­пер­ник Го­ра в борь­бе за егип. трон. Пер­во­на­чаль­но культ С. сфор­ми­ро­вал­ся, ви­ди­мо, на юге Древ­не­го Егип­та, в г. Ом­бос. Со­глас­но па­мят­ни­кам и пи­ра­мид тек­стам, С., на­ря­ду с Го­ром, яв­лял­ся по­кро­ви­те­лем цар­ской вла­сти (его имя вклю­че­но в ти­ту­ла­ту­ру фа­рао­нов II ди­на­стии, с чем свя­зан древний ти­тул ца­риц «ви­дя­щая Хо­ра и Се­та», т. е. ца­ря). На изо­бра­же­ни­ях ри­туа­ла «Объ­е­ди­не­ния Обе­их Зе­мель» Гор и С. свя­зы­ва­ют сим­во­лич. рас­те­ния Верх­не­го и Ниж­не­го Егип­та. При гик­со­сах (17 в. до н. э.) С. стал ото­жде­ст­в­лять­ся с за­пад­но­се­мит­ским бо­же­ст­вом бу­ри, гро­ма и мол­нии Ваа­лом, цен­тром его куль­та стал г. Ава­рис. В пе­ри­од Но­во­го цар­ст­ва имя С. но­си­ли фа­рао­ны XIX ди­на­стии (Се­ти I, Сет­нахт), ко­торые ви­де­ли в нём сво­его по­кро­ви­те­ля. В этот же пе­ри­од в егип. пан­те­он про­ник­ли куль­ты не­ко­то­рых за­пад­но­се­мит­ских бо­жеств, в т. ч. Ас­тар­ты и Анат, ко­то­рые счи­та­лись суп­ру­га­ми С. (напр., в ми­фо­ло­гич. рас­ска­зе «Тяж­ба Хо­ра и Се­та», 13 в. до н. э.). С. по­чи­тал­ся как один из глав­ных по­бе­ди­те­лей змея Апо­па – воплощения хаоса, пре­гра­ж­дав­ше­го ночью путь бо­гу солн­ца Ра, но уже в тек­стах пи­ра­мид за­мет­но по­сте­пен­ное на­рас­та­ние не­га­тив­но­го от­но­ше­ния к не­му. По­чи­та­ние С. гик­со­са­ми при­ве­ло к то­му, что он на­чал ас­со­ции­ро­вать­ся с чу­же­зем­ца­ми, за­по­ло­нив­ши­ми Еги­пет в 1-м тыс. до н. э., и стал про­кли­нае­мым во­пло­ще­ни­ем зла (в ча­ст­но­сти, ото­жде­ст­в­лял­ся с Апо­пом). Свя­щен­ным жи­вот­ным С. счи­та­лось: не­иден­ти­фи­циро­ван­ное су­ще­ст­во, схо­жее с со­ба­кой или му­равь­е­дом (воз­мож­но, фан­та­сти­че­ское или ка­кое-то не­из­вест­ное пус­тын­ное), с ним ассоциировались осёл, сви­нья, ан­ти­ло­па, жи­раф, гип­по­по­там. Час­то С. изо­бра­жали в ви­де че­ло­ве­ка с го­ло­вой стран­но­го жи­вот­но­го. Гре­ки ото­жде­ст­в­ля­ли С. с Ти­фо­ном («Ис­то­рия» Ге­ро­до­та, трак­тат Плу­тар­ха «Об Иси­де и Оси­ри­се»).

Лит.: Ма­тье М. Э. Древ­не­еги­пет­ские ми­фы. М.; Л., 1956; Velde H. te. Seth, God of Confusion. Leiden, 1977; Ко­ро­стов­цев М. А. Ре­ли­гия Древ­не­го Егип­та. СПб., 2000.

Вернуться к началу