СЕТ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕТ (Сетх, Сутех), в др.-егип. религии и мифологии бог хаоса и беспорядка, шторма и непогоды, «владыка чужеземных стран» (прежде всего, пустыни). Входил в гелиопольскую эннеаду, третий сын Геба и Нут, муж Нефтиды (детей у этой пары не было). В мифах С. – брат и убийца Осириса, соперник Гора в борьбе за егип. трон. Первоначально культ С. сформировался, видимо, на юге Древнего Египта, в г. Омбос. Согласно памятникам и пирамид текстам, С., наряду с Гором, являлся покровителем царской власти (его имя включено в титулатуру фараонов II династии, с чем связан древний титул цариц «видящая Хора и Сета», т. е. царя). На изображениях ритуала «Объединения Обеих Земель» Гор и С. связывают символич. растения Верхнего и Нижнего Египта. При гиксосах (17 в. до н. э.) С. стал отождествляться с западносемитским божеством бури, грома и молнии Ваалом, центром его культа стал г. Аварис. В период Нового царства имя С. носили фараоны XIX династии (Сети I, Сетнахт), которые видели в нём своего покровителя. В этот же период в егип. пантеон проникли культы некоторых западносемитских божеств, в т. ч. Астарты и Анат, которые считались супругами С. (напр., в мифологич. рассказе «Тяжба Хора и Сета», 13 в. до н. э.). С. почитался как один из главных победителей змея Апопа – воплощения хаоса, преграждавшего ночью путь богу солнца Ра, но уже в текстах пирамид заметно постепенное нарастание негативного отношения к нему. Почитание С. гиксосами привело к тому, что он начал ассоциироваться с чужеземцами, заполонившими Египет в 1-м тыс. до н. э., и стал проклинаемым воплощением зла (в частности, отождествлялся с Апопом). Священным животным С. считалось: неидентифицированное существо, схожее с собакой или муравьедом (возможно, фантастическое или какое-то неизвестное пустынное), с ним ассоциировались осёл, свинья, антилопа, жираф, гиппопотам. Часто С. изображали в виде человека с головой странного животного. Греки отождествляли С. с Тифоном («История» Геродота, трактат Плутарха «Об Исиде и Осирисе»).