МЕ́МФИС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́МФИС [греч. Μέμφις, егип. Мен-нефер («Вечна красота (Пепи)») – от назв. припирамидного поселения царя Пепи I в Саккаре], др.-егип. город. Первоначально «Белые стены» – от назв. крепости или укреплённого дворца одного из царей I династии; позднее назывался «Хут-Ка-Птах» – «Усадьба Двойника Птаха» – по назв. храма главного бога (от этого слова произошло греч. «Египет»); «Жизнь Обеих земель», «Весы Обеих земель», что отражает стратегич. положение города на стыке Нижнего и Верхнего Египта. Переданная Геродотом традиция об основании М. Миной (Менесом, Хор Аха) подтверждается археологич. данными. М. располагался на зап. (левом) берегу Нила, в районе совр. пос. Мит-Рахине (в 24 км к юго-западу от Каира), и был крупным религиозным, политическим, культурным и ремесленным центром Египта, гл. городом I нома Нижнего Египта и столицей Раннего и Древнего царств (30–22 вв. до н. э.), сохранявшей значение столичного города до араб. завоевания в 642 н. э.
М. являлся центром культа бога Птаха, первый храм которого, по Геродоту, построен Миной; с Древнего царства по надписям известно его святилище «южнее стены» («севернее стены» – святилище богини Нейт). В качестве супруги Птаха чтили Сехмет, а сына – Нефертума. Титулы жрецов и жриц свидетельствуют о культах Хатхор («владычицы сикоморы»), Сокара и Анубиса как божеств некрополей. В период Нового царства (сер. 16 – 3-я четв. 11 вв.), в связи с политикой воен. экспансии егип. царей в Палестину и Сирию, М. приобрёл значение важного стратегич. пункта. Часто служил фактической, а иногда и офиц. резиденцией фараонов кон. XVIII – нач. XIX династий; здесь иногда проводились коронации и священные царские ритуалы. В городе были кварталы чужеземцев и святилища вошедших в егип. пантеон богов Баала, Астарты (в его портовой части), Решепа и Кудшу (в храмовом комплексе Птаха). Примечателен культ обожествлённого мудреца Имхотепа, создателя пирамиды Джосера, покровителя писцов. В период Позднего царства космополитич. характер М. усиливается: наряду с кварталами сирийцев, финикийцев и евреев появляются районы, населённые греками и карийцами. С основанием Александрии (332 до н. э.) М. несколько утратил прежнее значение, но Птолемеи уделяли ему внимание и даже короновались там (Александр Македонский, Птолемей V Эпифан). Основание Фустата и затем строительство Каира нанесли городу большой ущерб – руины М., согласно араб. авторам, сохранившиеся ещё в 12 в., активно использовались как каменоломни.
М. идентифицирован франц. путешественником Ф. Павье (16 в.). Раскопки в 20 в. проводились: экспедицией У. М. Питри, экспедициями егип. Службы древностей (руководители: Данинос-Паша, Ж. Даресси, А. Бадави), амер. археологами Пенсильванского университета (К. Фишер, Р. Антес). Раскопки древних слоёв осложнены высоким уровнем грунтовых вод и мощными отложениями аллювия. Более известны огромные некрополи М. близ совр. поселений Абу-Роаш, Гиза, Завиет эль-Ариан, Абусир, Саккара, Дахшур. При I–II династиях в Сев. Саккаре (возможно, там находилось первоначальное поселение) строились богатые мастабы царей, сановников, а со времени Джосера – царские пирамидные комплексы, вокруг которых располагались некрополи. Резиденции царей часто находились около строящихся пирамид, и таким образом город разрастался и несколько перемещался. Раскапываемые близ М. гробницы всех периодов истории Древнего Египта являются неистощимой сокровищницей памятников архитектуры, скульптуры и др. произведений иск-ва. В 1979 некрополи М. (Саккара, Абусир, Дахшур, Гиза) включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия. От эпохи Нового царства сохранились: остатки храма Птаха, б. ч. времени Рамсеса II (кон. 14 – сер. 13 вв. до н. э.); алебастровый сфинкс начала Нового царства; два колосса Рамсеса II (одна статуя – на вокзале в Каире, другая выставлена в музее в Мит-Рахине); храм Хатхор; руины отделанного изразцами дворца Мернептаха с небольшим храмом Птаха; от 1-го тыс. до н. э.: помещение для мумификации священных быков Аписов (XXII династия); дворец Априя (XXVI династия) на высокой платформе (судя по оружию и др. находкам здесь позднее располагался перс. гарнизон); мастерская по произ-ву фаянса рим. времени. В Саккаре при Рамсесе II был основан Серапеум (некрополь священных быков Аписов, почитавшихся в М. с I династии как воплощение Птаха, в 1-м тыс. до н. э. связанных с Осирисом). Дошёл до нас также (в копии 8 в. до н. э.) «Мемфисский богословский трактат» о сотворении Птахом мира посредством слова, созданный жрецами в эпоху Древнего царства (хранится в Брит. музее).