СОЛЯ́РНЫЕ КУ́ЛЬТЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЛЯ́РНЫЕ КУ́ЛЬТЫ (от лат. solaris – солнечный), религ. почитание солнца. В 19 в. в рамках мифологической школы в религиоведении сложилась «солярная теория» (М. Мюллер, В. Маннхардт, О. Ф. Миллер и др.), согласно которой С. к. принадлежат к древнейшим формам религии. Эту теорию пытались развивать ряд этнографов 20 в. (В. Шмидт и др.), однако она не подтвердилась этнографич. данными. У доземледельч. народов С. к. играют небольшую (по сравнению, в частности, с лунарными культами) роль. Распространены мотивы Солнца и Луны как брата и сестры (см. Близнечные культы) или мужа и жены (причём Солнце может воплощать как мужское, так и женское начало); сюжет о множестве солнц, иссушающих землю (у народов Нижнего Амура и Сахалина культурный герой спасает землю, расстреливая лишние солнца из лука). В земледельч. обществах значение С. к. повышается: солярное божество приобретает одну из ведущих ролей в пантеоне [Уту-Шамаш в Шумере и Аккаде, Атум, Гор и Амон-Ра (см. Амон и Ра) в Египте, Митра в Иране, Сурья в Индии, Аматэрасу в Японии, Уицилопочтли у ацтеков и др.], выступает демиургом и культурным героем, побеждающим хтонич. чудовищ, «умирающим и воскресающим богом», Царём вселенной, верховным судьёй и покровителем правящей династии (Ур, Египет, Япония, ацтеки, инки и др.), воображается путешествующим по небу в лодке (так, у древних египтян бог солнца Ра каждый день совершает путешествие по небесному Нилу на лодке Манджет, а вечером пересаживается в лодку Месектет, в которой спускается в преисподнюю Дуат, где, сражаясь с силами мрака, плывёт по подземному Нилу, чтобы утром вновь появиться на востоке небосвода) или колеснице и т. п.; распространены сюжеты соперничества солярного божества с богом-громовником. У народов Сев. полушария с С. к. особенно связаны календарные обряды периодов зимнего и летнего солнцестояний.