МИФОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИФОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, первое теоретич. направление фольклористики, выразившее её самоопределение как филологич. науч. дисциплины. М. ш. возникла в Зап. Европе в 1-й пол. 19 в. Её появление подготовлено эстетикой Ф. В. Шеллинга и бр. А. В. Шлегель и Ф. Шлегель, воспринимавших мифологию как «естественную религию», а также деятельностью гейдельбергских романтиков (К. Брентано, Л. А. фон Арним, Й. Гёррес, особенно бр. Я. и В. Гримм), обратившихся к изучению нем. фольклора. Братья Гримм, считавшие, что корни нац. культуры восходят к древним нар. языческим верованиям, выдвинули постулат о тесной связи мифологии, языка и устной нар. поэзии, который стал для М. ш. основополагающим. М. ш. рассматривала фольклор как продукт бессознательного и безличного творчества коллективной «души народа»; обратившись к сравнению фольклора разл. народов, она объясняла сходные явления общностью древнейших нар. воззрений на природу. М. ш. имела также название «арийской теории», поскольку её гл. цель состояла в реконструкции языка, мифологии и фольклора древних ариев.
Во 2-й пол. 19 в. последователями направления стали: А. Кун, В. Шварц, В. Маннхардт в Германии; М. Мюллер, Дж. Кокс в Великобритании; А. де Губернатис в Италии; М. Бреаль во Франции; А. Пикте в Швейцарии. В России М. ш. оформилась на рубеже 1840–1850-х гг. в трудах Ф. И. Буслаева, первым применившего методологию М. ш. к славянскому материалу, обогатив её идеей историзма. Выделились концептуальные разновидности М. ш.: метеорологическая (или «грозовая»), связывавшая происхождение мифов с атмосферными явлениями (Кун); солярная, которая в основе мифов видела первобытные представления о небе и солнце (Мюллер); демонологическая, выводившая мифы из поклонения «низшим» демонич. существам (Шварц, Маннхардт). Был разработан вопрос о процессе мифотворчества (так, Мюллер объяснял возникновение мифов «болезнью языка» – семантич. изменениями в словах). При этом всех мифологов объединяло убеждение в том, что древние верования основывались на обожествлении природы. В России к солярной теории тяготел О. Ф. Миллер (в труде «Илья Муромец и богатырство киевское. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса», 1869). Сторонником прежде всего метеорологич. теории был А. Н. Афанасьев. Влияние М. ш. испытали А. Н. Пыпин («О русских народных сказках», 1856), А. Н. Веселовский («Заметки и сомнения о сравнительном изучении средневекового эпоса», 1868; «Сравнительная мифология и её метод», 1873), А. А. Потебня («Из записок по теории словесности», 1874) и др.
Ряд теоретич. постулатов М. ш. в дальнейшем был отвергнут, однако собранный ею огромный материал по фольклору и мифологии мн. народов послужил основой для развития в 20 в. новых мифологич. концепций (в т. ч. ритуально-мифологической критики).