Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЁРРЕС ЙОЗЕФ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 18

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ал. В. Михайлов

ГЁРРЕС (Görres) Йо­зеф (25.1.1776, Коб­ленц – 29.1.1848, Мюн­хен), нем. фи­ло­соф и пуб­ли­цист. В юно­сти про­па­ган­дист ре­во­люц. идей (из­да­тель жур­на­лов «Das rote Blatt», 1798; «Der Rübezahl», 1798–99). На­тур­фи­ло­со­фия Г., раз­ви­вае­мая в уни­вер­саль­ных по за­мыс­лу со­чи­не­ни­ях нач. 19 в. («Афо­риз­мы об ис­кус­стве…» – «Aphorismen ü ber die Kunst…», 1802; «Афо­риз­мы об ор­га­но­но­мии…» – «Aphorismen über die Or­ga­no­nomie…», 1803, и др., рус. пер.: Эс­те­ти­ка не­мец­ких ро­ман­ти­ков, 1987), со­че­та­ла но­вей­шие дос­ти­же­ния ес­теств. на­ук с тра­диц. пред­став­ле­ния­ми ок­культ­но-ал­хи­мич. зна­ния (дуа­лизм муж­ско­го и жен­ско­го на­чал и т. п.). На­тур­фи­лос. под­ход оп­ре­де­ля­ет и взгляд Г. на ис­то­рию как мо­гу­чий при­род­ный и сти­хий­ный про­цесс, в ко­то­ром ро­ж­да­ют­ся и уми­ра­ют не­по­вто­ри­мо-ин­ди­ви­ду­аль­ные яв­ле­ния, на­ро­ды, лич­но­сти («Рост ис­то­рии» – «Wach­stum der Geschichte», 1807). В 1806–08 чи­тал лек­ции в Гей­дель­берг­ском ун-те, ока­зал ог­ром­ное влия­ние на пред­ста­ви­те­лей гей­дель­берг­ско­го ро­ман­тиз­ма – К. Брен­та­но, брать­ев Я. и В. Гримм, осо­бен­но Й. фон Эй­хен­дор­фа; сре­ди со­чи­не­ний Г. это­го пе­рио­да – «Не­мец­кие на­род­ные кни­ги» («Die teutschen Volk­s­bücher», 1807), «Ми­фо­ло­гия ази­ат­ско­го ми­ра» («Mythengeschichte der asiatischen Welt», 1810).

В из­да­вав­шей­ся Г. в 1814–16 газ. «Rhe­inischer Merkur» вы­сту­пил как за­щит­ник идеа­лов нар. и лич­ной сво­бо­ды, бес­ком­про­мисс­ный кри­тик по­ли­цей­ско­го про­из­во­ла (га­зе­та по­сте­пен­но под­вер­га­лась за­пре­ту в разл. нем. го­су­дар­ст­вах); по­сле из­да­ния соч. «Гер­ма­ния и ре­во­лю­ция» («Teutschland und die Revolution», 1819) Г. был вы­ну­ж­ден бе­жать из прус­ских рейн­ских об­лас­тей. В 1820-х гг. по­сте­пен­но об­ра­тил­ся к ка­то­ли­циз­му; за­щит­ник сво­бо­ды со­вес­ти и про­тив­ник прус­ской по­ли­ти­ки, Г. в то же вре­мя па­ра­док­саль­ным об­ра­зом впи­сал­ся в кон­текст рес­тав­ра­ци­он­ной идео­ло­гии в её ка­то­лич., ба­вар­ском, ва­ри­ан­те. С 1827 проф. в Мюн­хе­не. Наи­бо­лее зна­чит. со­чи­не­ния позд­не­го Г. – «Хри­сти­ан­ская мис­ти­ка» («Die christliche Mystik», Bd 1–4, 1836–42), свод раз­но­об­раз­ных ре­лиг.-пси­хо­ло­гич. фе­но­ме­нов, ха­рак­тер­ных пре­ж­де все­го для ср.-век. куль­ту­ры и клас­си­фи­ци­руе­мых в со­от­вет­ст­вии с пред­став­ле­ния­ми ро­ман­тич. на­тур­фи­ло­со­фии.

Г. ока­зал оп­ре­де­лён­ное воз­дей­ст­вие на рус. фи­лос. мысль – лю­бо­муд­ров, В. Ф. Одо­ев­ско­го, сла­вя­но­фи­лов. Об-во Г. (Кёльн) из­да­ёт «Philosophisches Jahr­buch der Görres-Gesellschaft» (с 1888).

Соч.: Gesammelte Schriften. Köln, 1926–1942–. Bd 1–13, 15–16–; Ausgewählte Werke / Hrsg. W. Frühwald. Freiburg, 1978. Bd 1–2 (bibl.).

Лит.: Са­ку­лин ПН. Из ис­то­рии рус­ско­го идеа­лиз­ма. Кн. В. Ф. Одо­ев­ский. М., 1913. Т. 1. Ч. 1–2; Schellberg W. J. von Görres. 2. Aufl. Köln, 1926. Fr. / M., 1994; Habel R. J. von Görres. Studien über den Zusammenhang von Natur, Geschichte und Mythos in seinen Schriften. Wiesbaden, 1960; Historisches Jahr­buch der Görres-Gesellschaft. Münch.; Frei­burg, 1976. Bd 96.

Вернуться к началу