Э́ЙХЕНДОРФ ЙОЗЕФ ФОН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Э́ЙХЕНДОРФ (Eichendorff) Йозеф фон (10.3.1788, поместье Лубовиц, Верхняя Силезия – 26.11.1857, Нейсе, там же), нем. писатель. Из старинного дворянского рода, получил религ. католич. воспитание. В 1805–12 изучал право в Галле, Гейдельберге, Вене. Участвовал в войне против Наполеона, до 1816 на военной, с кон. 1816 на гражд. прус. службе; с 1844 в отставке. Годы учёбы стали временем становления его лит. взглядов; испытал влияние йенского романтизма и гейдельбергского романтизма. Дебютировал как поэт в 1808 (под псевд. Флоренс, Florens); первый поэтич. сб-к вышел в 1837. Автор баллад, романсов, сонетов, проникнутых светлым настроением и отмеченных безыскусностью и мелодичностью нар. песни, выразительной символикой цвета и света. Особое место в творчестве занимает пейзажная лирика; мир природы предстаёт убежищем от разрушительного воздействия времени. Глубокое переживание природы сочетается в лирике с католич. мотивами, особенно часто возникает образ Богоматери («An die heilige Mutter»). Религиозны циклы «Жертвы смерти» («Totenopfer») и «Духовные стихотворения» («Geistliche Gedichte»).
Лиризмом и религиозностью проникнута и проза Э. В новелле «Мраморная статуя» («Das Marmorbild», опубл. в 1819) эстетизация жизни в духе античности преодолевается христианскими взглядами. Наибольшую известность получила повесть «Из жизни одного бездельника» («Aus dem Leben eines Taugenichts», 1826), в которой повествование ведётся от лица странника, отправившегося на поиски счастья из Германии в Италию. Юмор сочетается с элегической грустью, все неурядицы и путаница счастливо разрешаются в финале. Э. создаёт поэтичные пейзажи, в повествование включает стихотворения и песни.
Писал также патриотич. стихи и прозу в связи с сопротивлением вторжению Наполеона: стихотворения «Гнев» («Zorn», 1810), «Солдатская песня» («Soldatenlied», 1813). Произведения Э. посвящены и восстанию тирольцев 1809: стих. «К тирольцам» («An die Tiroler», 1810), роман «Предчувствие и действительность» («Ahnung und Gegenwart», 1815). В течение всей жизни считал революцию катастрофой и выступил её противником в стих. «Нет пощады» («Kein Pardon», 1848).
Среди др. сочинений: поэмы, пьесы; работы по литературе – «Об этическом и религиозном значении новой романтической поэзии в Германии» («Über die ethische und religiöse Bedeutung der neueren romantischen Poesie in Deutschland», 1847), «История немецкой поэзии» («Geschichte der poetischen Literatur Deutschlands», Bd 1–2, 1857). Перевёл духовные песни Кальдерона и др. исп. поэтов. Музыку на стихи Э. писали Ф. Мендельсон-Бартольди, Р. Шуман, И. Брамс и др.