Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУНА́РНЫЕ КУ́ЛЬТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 138-139

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛУНА́РНЫЕ КУ́ЛЬТЫ, по­кло­не­ние лу­не (ме­ся­цу). У боль­шин­ст­ва на­ро­дов с фа­за­ми Лу­ны свя­зы­ва­ют­ся важ­ней­шие мо­мен­ты хо­зяйст­вен­ной и об­ря­до­вой жиз­ни. Ви­ди­мое убы­ва­ние и при­бы­ва­ние лу­ны ас­со­ци­иро­ва­лось с убы­ва­ни­ем и при­бы­ва­ни­ем пло­до­ро­дия и др. при­род­ных сил, её пе­рио­дич. ис­чез­но­ве­ние и по­яв­ле­ние – с пред­став­ле­ния­ми о смер­ти и воз­рож­де­нии. У мн. на­ро­дов осо­бы­ми об­ря­да­ми от­ме­ча­ет­ся каж­дое но­во­лу­ние (на­ча­ло лун­но­го ме­ся­ца). Важ­ней­шие го­до­вые празд­ни­ки (напр., иудей­ский Пей­сах) при­хо­дят­ся на пол­но­лу­ние. К но­во­лу­нию или к пер­вым двум чет­вер­тям лун­но­го ме­ся­ца при­уро­чи­ва­лись важ­ней­шие со­бы­тия – свадь­ба, на­ча­ло с.-х. ра­бот, по­строй­ка до­ма и т. п.; пос­лед­ние же чет­вер­ти, ког­да лу­на на ущер­бе, счи­та­лись не­бла­го­при­ят­ны­ми для этих дейст­вий. Пол­но­лу­ние при­зна­ва­лось наи­бо­лее под­хо­дя­щим вре­ме­нем для сбо­ра вол­шеб­ных трав, лю­бов­ной, вре­до­нос­ной и т. п. ма­гии. Пов­се­мест­но про­сле­жи­ва­ет­ся ма­гич. связь лу­ны с вод­ной сти­хи­ей (дож­дём, при­ли­вом).

Лунарные культы. Триада главных пальмирских богов: верховное божество Баалшамем (в центре) и божества луны Аглибол (слева) и солнца Малакбел (справа). Рельеф из Бир-Вереб (Сирия). Лувр.

В до­шед­ших до нас ми­фо­ло­ги­ях лу­на, как пра­ви­ло, про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся солн­цу (см. Со­ляр­ные куль­ты); в па­ре c солн­цем она мо­жет вы­сту­пать как во­пло­ще­ние ли­бо муж­ско­го, ли­бо жен­ско­го на­ча­ла. Жен­ская при­ро­да Л. к. обыч­но свя­зы­ва­ет­ся с мен­стру­аль­ным цик­лом, при­уро­чен­ным к лун­ному ме­ся­цу. Ас­со­циа­ция лу­ны с жен­ской, а солн­ца – с муж­ской при­ро­дой на­блю­да­ет­ся как в охот­ни­чьих (напр., у центр.-афр. пиг­ме­ев), так и в зем­ле­дельч. (напр., у ки­тай­цев лу­на свя­зы­ва­ет­ся с инь в про­ти­во­по­лож­ность солн­цу, во­пло­щаю­ще­му ян; см. Инь и ян) об­щест­вах. С др. сто­ро­ны, со­глас­но рас­про­стра­нён­ной ги­по­те­зе, ас­со­циа­ция лу­ны с муж­ским, ак­тив­ным на­ча­лом вос­хо­дит к па­лео­ли­ту, что свя­за­но с ве­ду­щей ро­лью лун­ных цик­лов для из­ме­ре­ния вре­ме­ни в охот­ничь­ем об­ще­ст­ве (см. в ст. Ка­лен­дарь), то­гда как в нео­ли­те, с раз­ви­ти­ем зем­ле­де­лия и зем­ле­дельч. сол­неч­но­го ка­лен­да­ря, осн. зна­че­ние по­лу­ча­ют со­ляр­ные куль­ты и Л. к. вы­тес­ня­ют­ся на вто­ро­сте­пен­ное ме­сто и ас­со­ци­иру­ют­ся со вто­рич­ным, жен­ским на­ча­лом. Лу­на и солн­це мо­гут вы­сту­пать в ми­фах как брат и се­ст­ра (час­то – близ­не­цы, см. Близ­неч­ные куль­ты; напр., бо­ги­ня лу­ны Теф­нут и бог солн­ца Шу в егип. ми­фо­ло­гии) ли­бо как суп­ру­ги. С по­след­ним пред­став­ле­ни­ем свя­зан ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ный мо­тив свадь­бы Ме­ся­ца и Солн­ца (у ин­до­ев­ро­пей­цев, сель­ку­пов, ке­тов, аб­ха­зов, центр.-амер. ин­дей­цев и др.). Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ми­фы, объ­яс­няю­щие сме­ну фаз Лу­ны про­ти­во­стоя­ни­ем свет­ло­го (же­ны Ме­ся­ца – Солн­ца) и тём­но­го (ведь­мы, вол­ка и т. п.) на­ча­ла. Ино­гда Лу­на пред­став­ля­ет­ся ан­та­го­ни­стом Солн­ца, на­сти­гаю­ще­го её и ре­жу­ще­го свои­ми лу­ча­ми (в ми­фо­ло­гии на­ро­да сан в Юж. Аф­ри­ке). Дру­гая по­все­ме­ст­но рас­про­стра­нён­ная се­рия ми­фов – о «лун­ном че­ло­ве­ке», по­се­лив­шем­ся на лу­не, чем объ­яс­ня­ет­ся про­ис­хо­ж­де­ние лун­ных пя­тен. У мн. на­ро­дов на лу­не оби­та­ют ду­ши умер­ших; в ин­ду­из­ме ду­ши от­ды­ха­ют на лу­не в ожи­да­нии но­во­го во­пло­ще­ния.

Лит.: Fox H. M. Selene, or Sex and the Moon. L., 1928; Hentze C. Mythes et symboles lu­nai­res. Anvers, 1932. Lovesal, 2006; La Lune. My­thes et rites. P., 1962; При­ро­да и че­ло­век в ре­ли­ги­оз­ных пред­став­ле­ни­ях на­ро­дов Си­би­ри и Се­ве­ра. Л., 1976; Ива­нов В. В. Лу­нар­ные ми­фы // Ми­фы на­ро­дов ми­ра. М., 1988. Т. 2; Эли­а­де М. Очер­ки срав­ни­тель­но­го ре­ли­гио­ве­де­ния. М., 1999.

Вернуться к началу