ЛУНА́РНЫЕ КУ́ЛЬТЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУНА́РНЫЕ КУ́ЛЬТЫ, поклонение луне (месяцу). У большинства народов с фазами Луны связываются важнейшие моменты хозяйственной и обрядовой жизни. Видимое убывание и прибывание луны ассоциировалось с убыванием и прибыванием плодородия и др. природных сил, её периодич. исчезновение и появление – с представлениями о смерти и возрождении. У мн. народов особыми обрядами отмечается каждое новолуние (начало лунного месяца). Важнейшие годовые праздники (напр., иудейский Пейсах) приходятся на полнолуние. К новолунию или к первым двум четвертям лунного месяца приурочивались важнейшие события – свадьба, начало с.-х. работ, постройка дома и т. п.; последние же четверти, когда луна на ущербе, считались неблагоприятными для этих действий. Полнолуние признавалось наиболее подходящим временем для сбора волшебных трав, любовной, вредоносной и т. п. магии. Повсеместно прослеживается магич. связь луны с водной стихией (дождём, приливом).
В дошедших до нас мифологиях луна, как правило, противопоставляется солнцу (см. Солярные культы); в паре c солнцем она может выступать как воплощение либо мужского, либо женского начала. Женская природа Л. к. обычно связывается с менструальным циклом, приуроченным к лунному месяцу. Ассоциация луны с женской, а солнца – с мужской природой наблюдается как в охотничьих (напр., у центр.-афр. пигмеев), так и в земледельч. (напр., у китайцев луна связывается с инь в противоположность солнцу, воплощающему ян; см. Инь и ян) обществах. С др. стороны, согласно распространённой гипотезе, ассоциация луны с мужским, активным началом восходит к палеолиту, что связано с ведущей ролью лунных циклов для измерения времени в охотничьем обществе (см. в ст. Календарь), тогда как в неолите, с развитием земледелия и земледельч. солнечного календаря, осн. значение получают солярные культы и Л. к. вытесняются на второстепенное место и ассоциируются со вторичным, женским началом. Луна и солнце могут выступать в мифах как брат и сестра (часто – близнецы, см. Близнечные культы; напр., богиня луны Тефнут и бог солнца Шу в егип. мифологии) либо как супруги. С последним представлением связан широко распространённый мотив свадьбы Месяца и Солнца (у индоевропейцев, селькупов, кетов, абхазов, центр.-амер. индейцев и др.). Широко распространены мифы, объясняющие смену фаз Луны противостоянием светлого (жены Месяца – Солнца) и тёмного (ведьмы, волка и т. п.) начала. Иногда Луна представляется антагонистом Солнца, настигающего её и режущего своими лучами (в мифологии народа сан в Юж. Африке). Другая повсеместно распространённая серия мифов – о «лунном человеке», поселившемся на луне, чем объясняется происхождение лунных пятен. У мн. народов на луне обитают души умерших; в индуизме души отдыхают на луне в ожидании нового воплощения.