Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖЕРТВОПРИНОШЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 44

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С
Сцена жертвоприношения на расписном саркофаге из Агия-Триада (Крит). 15 в. до н. э. Археологический музей (Ираклион).
Юноши, ведущие жертвенных быков. Деталь северного фриза Парфенона. 5 в. до н. э. Музей Акрополя (Афины).
Жертвоприношение при постройке дома у догонов (Мали).

ЖЕРТВОПРИНОШЕ́НИЕ, об­ряд при­но­ше­ния бо­же­ст­ву да­ров. В тра­диц. куль­ту­рах со­про­во­ж­да­ло все важ­ные со­бы­тия об­ществ. и ин­ди­ви­ду­аль­ной жиз­ни. Вхо­дит в со­став по­гре­бе­ния и по­ми­нок, по­тла­ча и мн. др. об­ря­дов, им на­чи­на­лись сель­ско­хо­зяйств., стро­ит. и др. ра­бо­ты. Жерт­вой мо­гут вы­сту­пать свя­щен­ные пред­ме­ты, пи­ща, жи­вот­ные (гл. обр. до­маш­ний скот), лю­ди (в осн. во­ен­но­плен­ные, ра­бы, ино­гда де­ти, напр. у фи­ни­кий­цев, ин­ков, и т. д.). Жерт­ва кла­дёт­ся и (в слу­чае кро­ва­вых Ж.) уби­ва­ет­ся на спец. воз­вы­ше­нии – ал­та­ре. В ми­фо­ло­ги­ях раз­ных на­ро­дов рас­про­стра­нён сю­жет о че­ло­ве­че­ском Ж. как про­то­ти­пе др. ти­пов Ж. и о за­ме­ще­нии убий­ст­ва че­ло­ве­ка др. ви­да­ми жерт­вы. По не­ко­то­рым тол­ко­ва­ни­ям (франц. ан­тро­по­лог Р. Жи­рар), осн. функ­ция кро­ва­вых Ж. – вве­де­ние на­си­лия в об­ряд и тем са­мым в за­кон­ный по­ря­док для сни­же­ния уров­ня аг­рес­сии в об­ще­ст­ве. В этом смыс­ле к Ж. близ­ки др. ри­ту­алы, свя­зан­ные с на­си­ли­ем: спор­тив­ные иг­ры, со­про­во­ж­даю­щие­ся смер­тью по­бе­ж­дён­но­го (напр., иг­ра в мяч в Ме­зо­аме­ри­ке, гла­диа­тор­ские бои в Древ­нем Ри­ме), празд­ни­ки, за­кан­чи­ваю­щие­ся смер­тью (убий­ст­вом, из­гна­ни­ем и т. п.) осн. пер­со­на­жа (рим. са­тур­на­лии, ев­роп. Кар­на­вал, вост.-слав. Мас­ле­ни­ца и т. п.), и т. д. С че­ло­ве­че­ски­ми Ж. со­еди­ня­ют обы­чаи ри­ту­аль­но­го кан­ни­ба­лиз­ма, охо­ты за го­ло­ва­ми и т. п. Идея Ж. как смер­ти че­ло­ве­ка и его по­сле­дую­ще­го воз­ро­ж­де­ния в но­вом ка­че­ст­ве ле­жит в ос­но­ве пе­ре­ход­ных об­ря­дов и ини­циа­ций. В то же вре­мя Ж. свя­за­но с сим­во­ли­кой свя­щен­ной тра­пе­зы как за­ло­га про­дол­же­ния жиз­ни. Тра­пе­за со­про­во­ж­да­ет боль­шин­ст­во ва­ри­ан­тов Ж., час­то в его со­став вхо­дит со­вме­ст­ное по­еда­ние уча­ст­ни­ка­ми жерт­вы, ино­гда – ок­ро­п­ле­ние их жерт­вен­ной кро­вью и т. п. К Ж. вос­хо­дят об­щин­ные ри­ту­аль­ные пи­ры (см., напр., Брат­чи­на). Час­то Ж. ос­мыс­ля­ет­ся как не­об­хо­ди­мое для со­хра­не­ния жиз­ни при­не­се­ние се­бя в жерт­ву са­мим бо­же­ст­вом. Так, у охот­ничь­их на­ро­дов Си­би­ри рас­про­стра­не­но по­ве­рье, что про­мы­сло­вый зверь «сам» при­хо­дит к охот­ни­ку и да­ёт се­бя съесть; по­сле тра­пе­зы её ос­тат­ки воз­вра­ща­ют­ся при­ро­де (час­то с со­хра­не­ни­ем ана­то­мич. по­ряд­ка), что слу­жит ус­ло­ви­ем вос­кре­се­ния зве­ря и про­дол­же­ния его «сою­за» с охот­ничь­им кол­лек­ти­вом (т. н. ми­фо­ло­ге­ма уми­раю­ще­го и вос­кре­саю­ще­го зве­ря, по В. Г. Бо­гора­зу). В ос­но­ве хри­сти­ан­ской ре­ли­гии ле­жит Ж., со­вер­шае­мое Бо­гом ра­ди спа­се­ния че­ло­ве­ка. В ши­ро­ком смыс­ле Ж. – ис­пол­не­ние че­ло­веком или кол­лек­ти­вом лю­бо­го ре­лиг. обе­та, тре­бую­ще­го тру­да, вы­нос­ли­во­сти или ма­те­ри­аль­ных за­трат (пост и ис­пол­не­ние др. ре­лиг. за­пре­та, па­лом­ни­че­ст­во, по­строй­ка хра­ма и т. п.).

Лит.: Жи­рар Р. На­си­лие и свя­щен­ное. М., 2000; Ару­тю­нов С. А. Тра­ди­ция жерт­во­при­но­ше­ния: об­щее и ча­ст­ное // Ра­сы и на­ро­ды. М., 2006. Вып. 31.

Вернуться к началу