ЖЕРТВОПРИНОШЕ́НИЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖЕРТВОПРИНОШЕ́НИЕ, обряд приношения божеству даров. В традиц. культурах сопровождало все важные события обществ. и индивидуальной жизни. Входит в состав погребения и поминок, потлача и мн. др. обрядов, им начинались сельскохозяйств., строит. и др. работы. Жертвой могут выступать священные предметы, пища, животные (гл. обр. домашний скот), люди (в осн. военнопленные, рабы, иногда дети, напр. у финикийцев, инков, и т. д.). Жертва кладётся и (в случае кровавых Ж.) убивается на спец. возвышении – алтаре. В мифологиях разных народов распространён сюжет о человеческом Ж. как прототипе др. типов Ж. и о замещении убийства человека др. видами жертвы. По некоторым толкованиям (франц. антрополог Р. Жирар), осн. функция кровавых Ж. – введение насилия в обряд и тем самым в законный порядок для снижения уровня агрессии в обществе. В этом смысле к Ж. близки др. ритуалы, связанные с насилием: спортивные игры, сопровождающиеся смертью побеждённого (напр., игра в мяч в Мезоамерике, гладиаторские бои в Древнем Риме), праздники, заканчивающиеся смертью (убийством, изгнанием и т. п.) осн. персонажа (рим. сатурналии, европ. Карнавал, вост.-слав. Масленица и т. п.), и т. д. С человеческими Ж. соединяют обычаи ритуального каннибализма, охоты за головами и т. п. Идея Ж. как смерти человека и его последующего возрождения в новом качестве лежит в основе переходных обрядов и инициаций. В то же время Ж. связано с символикой священной трапезы как залога продолжения жизни. Трапеза сопровождает большинство вариантов Ж., часто в его состав входит совместное поедание участниками жертвы, иногда – окропление их жертвенной кровью и т. п. К Ж. восходят общинные ритуальные пиры (см., напр., Братчина). Часто Ж. осмысляется как необходимое для сохранения жизни принесение себя в жертву самим божеством. Так, у охотничьих народов Сибири распространено поверье, что промысловый зверь «сам» приходит к охотнику и даёт себя съесть; после трапезы её остатки возвращаются природе (часто с сохранением анатомич. порядка), что служит условием воскресения зверя и продолжения его «союза» с охотничьим коллективом (т. н. мифологема умирающего и воскресающего зверя, по В. Г. Богоразу). В основе христианской религии лежит Ж., совершаемое Богом ради спасения человека. В широком смысле Ж. – исполнение человеком или коллективом любого религ. обета, требующего труда, выносливости или материальных затрат (пост и исполнение др. религ. запрета, паломничество, постройка храма и т. п.).