КАРНАВА́Л
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРНАВА́Л (франц. carnaval, от итал. carnevale, вероятно, от лат. сarrus navalis – повозка-корабль, один из механизмов карнавальной процессии; нар. этимологии: от позднелатинского carne vale, букв. – мясо, прощай, carnem levare – оставить мясо и т. п.; франц. Carmantran – от carême entrant – приход Четыредесятницы, т. е. Великого поста; исп. Carnal, от carnal – мясоед, Antroido, от introito, лат. introitus – вход; англ. Bannock day, Pancake day – блинный день; нем. Fasching, Fastnacht, от Fast – пост; нидерл. Vasrenavond, польск. Запуст, польск. и чеш. Мясопуст и др.), Масленица у народов Зап. и Центр. Европы и Лат. Америки. Некоторые исследователи возводят К. к рим. сатурналиям. Более всего карнавальная обрядность развита в католических, особенно в романских, странах. В отличие от Масленицы в Юго-Вост. и Вост. Европе, К. имел более городской характер. В каждом городе существовал свой сценарий К.; наиболее знамениты венецианский К. в Италии, кёльнский, майнцский и мюнхенский в Германии, а также К. в Рио-де-Жанейро в Бразилии и др.
Карнавальный период начинается с окончанием Святок (6 янв.) или в День св. Антония (17 янв.), иногда – осенью предыдущего года. 3-й и 2-й четверги перед Великим постом посвящаются «кумовьям» и «кумам» и часто принимают форму шуточной борьбы между молодёжью обоих полов. Кульминация К. («жирные» дни, «полный» К.) наступает в последний четверг или в последние 3 дня, предшествующие Пепельной среде (началу Великого поста); в некоторых (особенно протестантских) странах весь период К. ограничивается этими днями. В деревнях празднование К. иногда завершалось на 1-й неделе поста («старый», или «крестьянский», К. – в противоположность «господскому», или «поповскому») – обычай, восходящий к введению григорианского календаря в 16 в., не принятого частью протестантского крестьянства.
Для К. характерно разнузданное веселье, обилие жирной и мучной еды (свинина, колбаса, блины, омлеты и др.). На К. устраивались шуточные обряды (обливание прохожих водой, грязью, обсыпание мукой и т. п.), «битвы цветов» (напр., в Ницце); розыгрыши, часто с эротич. подтекстом; игры и состязания, сопровождающиеся убийством петуха, специально откормленного гуся, кошки и т. п.; в Испании и Португалии устраивали настоящие корриды или шуточные бои быков, в провинции – петушиные бои, в Англии – кулачные бои, игру в мяч (футбол). Некоторые обряды сближали К. с ритуалами Иванова дня, майского дерева и т. п.: водружали и затем сжигали украшенное дерево, пускали горящее колесо или подбрасывали горящий диск, молодёжь перепрыгивала через костры и т. д.
Важнейшие карнавальные обряды – ряжение и представления в масках. Карнавальные персонажи – Солдат, Доктор, Адвокат, Шут, получающий побои, Пульчинелла, символы ср.-век. цехов, в немецкоязычных странах – Дикий человек, у валлонов – клоуны (жили); ср. также Кукеры. Гл. персонаж К. – Король К., Монарх шутов, Бахус и т. д., представляемый в виде чучела (толстого человека, часто с подчёркнутыми гениталиями), животного (быка, индюка, петуха и т. п.) или ряженого. Его водили или возили по городу, в конце К. инсценировали «суд» над ним, его «казнь» и «погребение»: чучело разрывали, сжигали, топили в воде и т. п. Иногда устраивалось представление, изображавшее поединок К. и Великого поста (его символизировала костлявая Старуха; итал. – Кварезима, исп. – Куаресма и т. п.), или «смерть» К. от болезни, причём Доктор пытался его вылечить; зачитывалось сатирич. «завещание» К. (продолжающее ср.-век. традицию шутовских «завещаний»), обличающее проступки и пороки сограждан (особенно неверных жён, рогоносцев, холостяков, старых дев и т. п.). Иногда «похороны» К. сопровождались пародированием церковной службы, в т. ч. с участием церковнослужителей. С К. связаны традиции нар. комедии – итал. комедия дель арте, нем. фастнахтшпили и др. Важную роль в карнавальной обрядности играют музыка и танцы; ряд инструментов предназначен специально для К. (напр., волынка, бумбас – смычковый инструмент с резонатором из пузыря).
На карнавальной обрядности М. М. Бахтиным построена теория «смеховой» нар. культуры и праздника как «карнавализации» – ритуального отрицания и инверсии общепринятых норм, служащих их обновлению и новому утверждению в обществе. Карнавальная культура, по мнению Бахтина, оказала мощное влияние на лит-ру Возрождения (особенно на Ф. Рабле) и Нового времени.
В совр. культуре К. часто называется всякий костюмированный праздник.