Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРНАВА́Л

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 186

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Смирницкая

КАРНАВА́Л (франц. carnaval, от итал. car­ne­vale, ве­ро­ят­но, от лат. сarrus navalis – по­воз­ка-ко­рабль, один из ме­ха­низ­мов кар­на­валь­ной про­цес­сии; нар. эти­мо­логии: от позд­не­ла­тин­ско­го carne vale, букв. – мя­со, про­щай, carnem levare – ос­та­вить мя­со и т. п.; франц. Carman­tran – от ca­rême entrant – при­ход Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, т. е. Ве­ли­ко­го по­ста; исп. Carnal, от carnal – мя­со­ед, Antroido, от introito, лат. introitus – вход; англ. Bannock day, Pan­cake day – блин­ный день; нем. Fas­ching, Fastnacht, от Fast – пост; ни­дерл. Vas­re­navond, польск. За­пуст, польск. и чеш. Мя­со­пуст и др.), Мас­ле­ни­ца у на­ро­дов Зап. и Центр. Ев­ро­пы и Лат. Аме­ри­ки. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли воз­во­дят К. к рим. са­тур­на­ли­ям. Бо­лее все­го кар­на­валь­ная об­ряд­ность раз­ви­та в ка­то­ли­че­ских, осо­бен­но в ро­ман­ских, стра­нах. В от­ли­чие от Мас­ле­ни­цы в Юго-Вост. и Вост. Ев­ро­пе, К. имел бо­лее город­ской ха­рак­тер. В ка­ж­дом го­ро­де су­ще­ст­во­вал свой сце­на­рий К.; наи­бо­лее зна­ме­ни­ты ве­не­ци­ан­ский К. в Ита­лии, кёльн­ский, майнц­ский и мюн­хен­ский в Гер­ма­нии, а так­же К. в Рио-де-Жа­ней­ро в Бра­зи­лии и др.

Кар­на­валь­ный пе­ри­од на­чи­на­ет­ся с окон­ча­ни­ем Свя­ток (6 янв.) или в День св. Ан­то­ния (17 янв.), ино­гда – осе­нью пре­ды­ду­ще­го го­да. 3-й и 2-й чет­вер­ги пе­ред Ве­ли­ким по­стом по­свя­ща­ют­ся «ку­мовь­ям» и «ку­мам» и час­то при­ни­ма­ют фор­му шу­точ­ной борь­бы ме­ж­ду мо­ло­дё­жью обо­их по­лов. Куль­ми­на­ция К. («жир­ные» дни, «пол­ный» К.) на­сту­па­ет в по­след­ний чет­верг или в по­след­ние 3 дня, пред­ше­ст­вую­щие Пе­пель­ной сре­де (на­ча­лу Ве­ли­ко­го по­ста); в не­ко­то­рых (осо­бен­но про­тес­тант­ских) стра­нах весь период К. ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся эти­ми дня­ми. В де­рев­нях празд­но­ва­ние К. ино­гда за­вер­ша­лось на 1-й не­де­ле по­ста («ста­рый», или «кре­сть­ян­ский», К. – в про­ти­во­по­лож­ность «гос­под­ско­му», или «по­пов­ско­му») – обы­чай, вос­хо­дя­щий к вве­де­нию гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­ря в 16 в., не при­ня­то­го ча­стью про­тес­тант­ско­го кре­сть­ян­ст­ва.

Маски венецианского Карнавала. Фото Л. М. Суворовой

Для К. ха­рак­тер­но раз­нуз­дан­ное ве­се­лье, оби­лие жир­ной и муч­ной еды (сви­ни­на, кол­ба­са, бли­ны, ом­ле­ты и др.). На К. уст­раи­ва­лись шу­точ­ные об­ря­ды (об­ли­ва­ние про­хо­жих во­дой, гря­зью, об­сы­па­ние му­кой и т. п.), «бит­вы цве­тов» (напр., в Ниц­це); ро­зы­гры­ши, час­то с эро­тич. под­тек­стом; иг­ры и со­стя­за­ния, со­про­во­ж­даю­щие­ся убий­ст­вом пе­ту­ха, спе­ци­аль­но от­корм­лен­но­го гу­ся, кош­ки и т. п.; в Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии уст­раи­ва­ли на­стоя­щие кор­ри­ды или шу­точ­ные бои бы­ков, в про­вин­ции – пе­ту­ши­ные бои, в Анг­лии – ку­лач­ные бои, иг­ру в мяч (фут­бол). Не­ко­то­рые об­ря­ды сбли­жа­ли К. с ри­туа­ла­ми Ива­но­ва дня, май­ско­го де­ре­ва и т. п.: во­дру­жа­ли и за­тем сжи­га­ли ук­ра­шен­ное де­ре­во, пус­ка­ли го­ря­щее ко­ле­со или под­бра­сы­ва­ли го­ря­щий диск, мо­ло­дёжь пе­ре­пры­ги­ва­ла че­рез ко­ст­ры и т. д.

Карнавал в Фаро (Португалия).

Важ­ней­шие кар­на­валь­ные об­ря­ды – ря­же­ние и пред­став­ле­ния в мас­ках. Кар­на­валь­ные пер­со­на­жи – Сол­дат, Док­тор, Ад­во­кат, Шут, по­лу­чаю­щий по­бои, Пуль­чи­нел­ла, сим­во­лы ср.-век. це­хов, в не­мец­коя­зыч­ных стра­нах – Ди­кий че­ло­век, у вал­ло­нов – кло­у­ны (жи­ли); ср. так­же Ку­керы. Гл. пер­со­наж К. – Ко­роль К., Мо­нарх шу­тов, Ба­хус и т. д., пред­став­ляе­мый в ви­де чу­че­ла (тол­сто­го че­ло­ве­ка, час­то с под­чёрк­ну­ты­ми ге­ни­та­лия­ми), жи­вот­но­го (бы­ка, ин­дю­ка, пе­ту­ха и т. п.) или ря­же­но­го. Его во­ди­ли или во­зи­ли по го­ро­ду, в кон­це К. ин­сце­ни­ро­ва­ли «суд» над ним, его «казнь» и «по­гре­бе­ние»: чу­че­ло раз­ры­ва­ли, сжи­га­ли, то­пи­ли в во­де и т. п. Ино­гда уст­раи­ва­лось пред­став­ле­ние, изо­бра­жав­шее по­еди­нок К. и Ве­ли­ко­го по­ста (его сим­во­ли­зи­ро­ва­ла ко­ст­ля­вая Ста­ру­ха; итал. – Ква­ре­зи­ма, исп. – Куа­рес­ма и т. п.), или «смерть» К. от бо­лез­ни, при­чём Док­тор пы­тал­ся его вы­ле­чить; за­чи­ты­ва­лось са­ти­рич. «за­ве­ща­ние» К. (про­дол­жаю­щее ср.-век. тра­ди­цию шу­тов­ских «за­ве­ща­ний»), об­ли­чаю­щее про­ступ­ки и по­ро­ки со­гра­ж­дан (осо­бен­но не­вер­ных жён, ро­го­нос­цев, хо­ло­стя­ков, ста­рых дев и т. п.). Ино­гда «по­хо­ро­ны» К. со­про­во­ж­да­лись па­ро­ди­ро­ва­ни­ем цер­ков­ной служ­бы, в т. ч. с уча­сти­ем цер­ков­но­слу­жи­те­лей. С К. свя­за­ны тра­ди­ции нар. ко­ме­дии – итал. ко­ме­дия дель ар­те, нем. фа­ст­нах­тш­пи­ли и др. Важ­ную роль в кар­на­валь­ной об­ряд­но­сти иг­ра­ют му­зы­ка и тан­цы; ряд ин­ст­ру­мен­тов пред­наз­на­че­н спе­ци­аль­но для К. (напр., во­лын­ка, бум­бас – смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент с ре­зо­на­то­ром из пу­зы­ря).

На кар­на­валь­ной об­ряд­но­сти М. М. Бах­ти­ным по­строе­на тео­рия «сме­хо­вой» нар. куль­ту­ры и празд­ни­ка как «кар­на­ва­ли­за­ции» – ри­ту­аль­но­го от­ри­ца­ния и ин­вер­сии об­ще­при­ня­тых норм, слу­жа­щих их об­нов­ле­нию и но­во­му ут­вер­жде­нию в об­ще­ст­ве. Кар­на­валь­ная куль­ту­ра, по мне­нию Бах­ти­на, ока­за­ла мощ­ное влия­ние на лит-ру Воз­ро­ж­де­ния (осо­бен­но на Ф. Раб­ле) и Но­во­го вре­ме­ни.

В совр. куль­ту­ре К. час­то на­зы­ва­ет­ся вся­кий кос­тю­ми­ро­ван­ный празд­ник.

Лит.: Ка­лен­дар­ные обы­чаи и об­ря­ды в стра­нах за­ру­беж­ной Ев­ро­пы, ко­нец XIX – на­ча­ло XX в.: ве­сен­ние празд­ни­ки. М., 1977.

Вернуться к началу