Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЙ БЫКО́В

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 676

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БОЙ БЫКО́В, ри­ту­аль­ные иг­ры с уча­с­тием разъ­я­рён­ных бы­ков. Празд­ни­ки, со­про­во­ж­дав­шие­ся гим­на­стич. уп­раж­не­ния­ми с бы­ка­ми, изо­бра­же­ны на па­мят­ни­ках эгей­ской куль­ту­ры (фре­ски двор­цов в Кнос­се и Ти­рин­фе, мел­кая пла­сти­ка, воз­мож­но – куб­ки из Ва­фио и др.); бы­ли свя­за­ны с гос­под­ство­вав­шим здесь куль­том бы­ка. Иг­ры с бы­ка­ми (тав­ро­ка­тап­сия) в ан­тич­ное вре­мя из­вест­ны в Фес­са­лии и Ма­лой Азии, с эпо­хи Юлия Це­за­ря – в Ри­ме.

Игры с быком. Фреска из Кносского дворца. Сер. 2-го тыс. до н. э.

У совр. на­ро­дов Б. б. из­вест­ны в Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Про­ван­се, Лат. Аме­ри­ке. Древ­ней­шее сви­де­тель­ст­во Б. б. на Ибе­рий­ском п-ове – изо­бра­же­ние вои­на и бы­ка, со­про­во­ж­даю­щее­ся ибе­рий­ской над­пи­сью, на ка­мен­ной пли­те из Клу­нии (Ис­па­ния). Ис­пан­ские Б. б. (кор­ри­да – исп. corrida de toros) обыч­но закан­чи­ва­ют­ся убий­ст­вом (жерт­во­при­но­ше­ни­ем) бы­ка. Ино­гда бы­ков пе­ред этим про­го­ня­ют (то­ро либ­ре, эн­си­ер­ро), во­ло­кут свя­зан­ны­ми (то­ро эн­со­га­до) или про­во­дят с во­дру­жён­ны­ми на не­го фа­ке­ла­ми (то­ро дель фу­эго) по ули­цам; в не­ко­то­рых мес­тах мя­со уби­то­го бы­ка съе­да­ют на об­щин­ном пи­ру. Рас­про­стра­не­ны и бес­кров­ные иг­ры, ко­гда бы­ка драз­нят пла­щом (ка­пеа).

Испанская коррида.

По­един­ки с бы­ком че­ло­ве­ка (обыч­но всад­ни­ка с копь­ём – ре­хо­неа­до­ра) в сти­ле ры­цар­ских тур­ни­ров с 11 в. упо­ми­на­ют­ся сре­ди исп. му­суль­ман и хри­сти­ан­ской зна­ти (сра­жаю­щим­ся с бы­ком изо­бра­жа­ют Си­да Кам­пеа­до­ра). Ре­хо­неа­до­ру ас­си­сти­ро­ва­ли ору­же­нос­цы (чу­ло). Кор­ри­ды обыч­но уст­раи­ва­лись на центр. пло­ща­ди (Plaza Maior), с 14 в. ста­ли со­ору­жать спец. цир­ки, в 17 в. в Мад­ри­де бы­ла по­строе­на пло­щадь для кор­рид. В Аме­ри­ке од­ним из пер­вых кор­ри­ды уст­раи­вал Ф. Пи­сар­ро. Цер­ковь мно­го­крат­но, но без­ус­пеш­но пы­талась за­пре­тить кор­ри­ды. По­сле во­царе­ния в Ис­па­нии Бур­бо­нов (1714) ко­ро­лев­ские кор­ри­ды бы­ли от­ме­не­ны. С 1730-х гг. рас­про­ст­ра­ни­лись кор­ри­ды с уча­сти­ем проф. трупп – квад­ри­лий. Гл. ге­ро­ем кор­ри­ды стал пе­ший то­ре­ро (ма­та­дор), а всад­ни­ки (пи­ка­до­ры) вы­пол­ня­ют вспо­мо­гат. функ­ции. В совр. Ис­па­нии рас­про­стра­не­но дви­же­ние за за­пре­ще­ние кор­ри­ды или за со­хра­не­ние её в бес­кров­ном ва­ри­ан­те.

Лит.: Даль­ский А. Н. Те­ат­раль­но-зре­лищ­ные дей­ст­вия на Кри­те и в Ми­ке­нах. М.; Л., 1937; Tapia D. Breve historia del toreo. Méx., 1947; Barnaby C. Encyclopedia of bull­figh­ting. L.; Camb. (Mass.), 1962; Са­дом­ская Н. Н. У по­ро­га кор­ри­ды // Со­вет­ская эт­но­гра­фия. 1969. № 6.

Вернуться к началу