ПОМИ́НКИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОМИ́НКИ (поминальные обряды, поминальный культ, заупокойный культ), комплекс обрядов, совершаемых в память умерших. Осн. цель П. – обеспечение для умерших благоприятной участи в загробном мире, которая, как считалось, зависит от памяти близких; не поминаемые должным образом покойники могут являться живым и вредить им.
П. являются завершающим этапом погребального обряда (см. Погребение). Т. н. частные П. (т. е. посвящённые конкретному умершему) проводятся в определённые сроки после его смерти (обычно на 3, 7–9, 20, 40-й день, спустя год); каждая из этих дат обозначает этап перехода души покойного в загробный мир и расставания её с живыми. В течение этих сроков родственники умершего исполняют разл. обрядовые предписания и запреты (траур). Чаще всего по истечении года П. входят в состав предков культа (т. н. общие П.) и проводятся как часть календарных обрядов, приуроченных к поворотным датам календарного цикла, когда, как считалось, духи умерших, как и др. силы потустороннего мира, наиболее активны и склонны к контактам с живыми; в европ. традиции элементы поминального культа выражены в обрядах осеннего (Хэллоуин, польско-укр.-белорус. «дзяды» и др.), зимнего (см. Святки), весеннего (см. Масленица, Радоница) и летнего (см. Семик) циклов. Они приурочены также к субботам (родительские субботы, южнославянские задушницы и др.) и к канунам (сочельникам) Рождества, Нового года, Крещения. Значительны элементы поминального культа в свадьбе и ряде др. переходных обрядов, когда перед получением нового статуса человек поминал умерших («родителей», «дедов»).
П. выражаются в посещении могил, омовении ритуальном, совместной трапезе (распространено представление, что обильная пища на П. служит «кормлению» умерших; особое значение поминальной пищи приобретают продукты, приготовленные из зерна, – пиво, хлеб, блины, кисель, каша, у юж. славян – плов; см., напр., Кутья) и разл. формах жертвоприношения – заклании жертвенных животных, оставлении для покойного (или раздаче нищим, которые выступают «представителями» загробного мира) пищи (т. н. кормление покойника) и др. даров. П. могут приобретать театрализов. характер: покойника «зовут» в дом, инсценируют его встречу, имитируют диалоги с ним; иногда его представляет кто-то из родственников или особо приглашённое лицо. Часто П. сопровождаются исполнением причитаний, эпоса, стихов, песен, танцев (напр., «жалосно коло» у юж. славян; см. Коло), иногда – состязаниями (тризной); во многих религиях за умерших читаются молитвы (см., напр., Панихида). Поминальные тексты могут выделяться в особый лит. жанр (см. Эпитафия). Сложность поминального, как и погребального, ритуала часто зависела от статуса покойного. Так, один из самых развитых заупокойных культов существовал у егип. фараонов (см. в ст. Пирамида).