Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭПИТА́ФИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 414

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

ЭПИТА́ФИЯ (греч. ἐπιτάφιος – над­гроб­ный), над­гроб­ная над­пись, пре­им. сти­хо­твор­ная; су­ще­ст­во­ва­ла как ре­аль­ная над­пись на мо­гиль­ной пли­те и как фик­тив­ная (в сб-ке сти­хов). В ли­те­ра­ту­ру во­шла как раз­но­вид­ность ан­тич­ной эпи­грам­мы, поль­зо­ва­лась по­пу­ляр­но­стью в сред­ние ве­ка, в эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и клас­си­циз­ма. Для Э. ха­рак­тер­ны ма­лый объ­ём, об­ра­ще­ние к усоп­ше­му или от усоп­ше­го к про­хо­жим, фор­му­лы ти­па «Здесь ле­жит...» и пр. На­ря­ду с тра­диц. по­хваль­ны­ми, час­ты па­ро­дий­ные, са­ти­ри­че­ские Э. (Р. Бёрнс и др.); пер­вые близ­ки к мад­ри­га­лу и др. жан­рам па­не­ги­рич. по­эзии, вто­рые – к са­ти­рич. эпи­грам­ме. В му­зы­ке ус­той­чи­вая раз­но­вид­ность Э. – жанр tombeau (франц., букв. – мо­ги­ла). По­лу­чил рас­про­стра­не­ние во франц. лют­не­вой и кла­ве­син­ной му­зы­ке 17 в.; в этом жан­ре пи­са­ли ком­по­зи­то­ры Д. Го­тье, И. Я. Фро­бер­гер, Л. Ку­пе­рен и др., сти­ли­за­ции в му­зы­ке 20 в. – у М. Ра­ве­ля, М. де Фа­льи, П. Бу­ле­за.

Лит.: Lattimore R. Themes in Greek and Latin epitaphs. Whitefish, 2012.

Вернуться к началу