БУЛЕ́З
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУЛЕ́З (Boulez) Пьер (26.3.1925, Монбризон, департамент Луара – 5.1.2016, Баден-Баден, земля Баден-Вюртемберг, Германия), французский композитор, дирижёр, педагог, теоретик музыки, музыкальный писатель. В 1942–45 учился в Парижской консерватории у О. Мессиана (гармония), брал частные уроки у А. Ворабур (контрапункт). Преподавал композицию в Дармштадтском международном музыкальном институте (1954–65, с перерывами), Музыкальной академии Базеля (профессор в 1960–63), Гарвардском университете (1963). Дирижёр концертов современной и старинной музыки общества «Domaine musical» (1954–67, Париж); исполнял собственные сочинения, прославился интерпретациями произведений композиторов 20 в., в особенности И. Ф. Стравинского, А. Веберна (в 1967–70 и 1992–96 с разными коллективами записал все его сочинения), А. Берга (в 1963 поставил оперу «Воццек», в 1979 руководил премьерой оперы «Лулу» в редакции Ф. Церхи; обе – в Париже), О. Мессиана. Активно пропагандируя современную музыку, часто предварял её исполнение собственными музыковедческими комментариями. С начала 1970-х гг. исполнял также классику (в 1976 дирижировал оперной тетралогией «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера в Байрёйте). В 1971–74 главный дирижёр симфонического оркестра Би-Би-Си, в 1971–1977 главный дирижёр Нью-Йоркского филармонического оркестра.
Использовал новейшие техники композиции – от додекафонии до электронной музыки. Сочинения 1940–50-х гг. продолжают традиции А. Веберна, адептом которого Б. себя объявлял. О. Мессиану он обязан особым вниманием к разработке ритмических моделей и к тембру звука. В технике тотального сериализма написаны «Полифония X» для 18 солистов (1951), «Структуры I» для 2 фп. (1952). Всеобщее признание Б. как композитору-авангардисту принесло сочинение «Молоток без мастера» («Le marteau sans maître») для контральто и инструментального ансамбля (1955), в основе которого использование техники сериализма, нередко с добавлением «ориентального» колорита, который сообщается музыке благодаря искусному и многообразному употреблению ударных инструментов. В 1975–92 Б. возглавлял парижский Институт исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM), организовал там инструментальный «Ансамбль Интерконтемпорен» (1976), который под руководством Б. приобрёл всемирную известность. В этот период композитор отдал дань электронной музыке, предпочитая смешанные электроакустические составы [«Респонсории» («Répons»), 1984; Концерт для MIDI-флейты «…explosante-fixe…», последняя редакция – 1993]. Среди других известных сочинений: «Складка по складке / Портрет Малларме» («Pli selon pli») для сопрано и симфонического оркестра (на тексты С. Малларме, 1962), «Блеск-Множество» («Éclat/Multiples») для 9 ударных инструментов и оркестра (последняя редакция – 1970). Многие композиторские проекты Б. реализованы в нескольких вариантах, отражая «прорастание» (франц. prolifé ration) замысла в разных направлениях («измерениях», в терминах философии Ж. Делеза – друга Б.). Премия Сименса (1979). 26 премий «Грэмми» (1967-2005).