Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУЛЕ́З

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 334

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БУЛЕ́З (Boulez) Пьер (р. 26.3.1925, Мон­бри­зон, деп-т Луа­ра  5.1.2016, Баден-Баден, земля Баден-Вюртемберг, Германия), франц. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пе­да­гог, тео­ре­тик му­зы­ки, муз. пи­са­тель. В 1942–45 учил­ся в Па­риж­ской конс. у О. Мес­сиа­на (гар­мо­ния), брал ча­ст­ные уро­ки у А. Во­ра­бур (кон­тра­пункт). Пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Дарм­штадт­ском ме­ж­ду­нар. музыкальном ин-те (1954–65, с пе­ре­ры­ва­ми), Муз. ака­де­мии Ба­зе­ля (проф. в 1960–63), Гар­вард­ском ун-те (1963). Ди­ри­жёр кон­цер­тов совр. и ста­рин­ной му­зы­ки об-ва «Domaine musical» (1954–67, Па­риж); ис­пол­нял соб­ст­вен­ные со­чи­не­ния, про­сла­вил­ся ин­тер­пре­та­ция­ми про­из­ве­де­ний ком­по­зи­то­ров 20 в., в осо­бен­но­сти И. Ф. Стра­винско­го, А. Ве­бер­на (в 1967–70 и 1992–96 с раз­ны­ми кол­лек­ти­ва­ми за­пи­сал все его со­чи­не­ния), А. Бер­га (в 1963 по­ста­вил опе­ру «Воц­цек», в 1979 ру­ко­во­дил пре­мье­рой опе­ры «Лу­лу» в ре­дак­ции Ф. Цер­хи; обе – в Па­ри­же), Мес­сиа­на. Ак­тив­но про­па­ган­ди­руя совр. му­зы­ку, час­то пред­ва­рял её ис­пол­не­ние соб­ст­вен­ны­ми му­зы­ко­ведч. ком­мен­та­рия­ми. С нач. 1970-х гг. ис­пол­нял так­же клас­си­ку (в 1976 ди­ри­жи­ро­вал опер­ной тет­ра­ло­ги­ей «Коль­цо ни­бе­лун­га» Р. Ваг­не­ра в Бай­рёй­те). В 1971–74 гл. ди­ри­жёр сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра Би-Би-Си, в 1971–1977 гл. ди­ри­жёр Нью-Йорк­ско­го фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ра.

Ис­поль­зо­вал но­вей­шие тех­ни­ки ком­по­зи­ции – от до­де­ка­фо­нии до элек­трон­ной му­зы­ки. Со­чи­не­ния 1940–50-х гг. про­дол­жа­ют тра­ди­ции А. Ве­бер­на, адеп­том ко­то­ро­го Б. се­бя объ­яв­лял. О. Мес­сиа­ну он обя­зан осо­бым вни­ма­ни­ем к раз­ра­бот­ке рит­ми­че­ских мо­де­лей и к тем­бру зву­ка. В тех­ни­ке то­таль­но­го се­риа­лиз­ма на­пи­са­ны «По­ли­фо­ния X» для 18 со­лис­тов (1951), «Струк­ту­ры I» для 2 фп. (1952). Все­об­щее при­зна­ние Б. как ком­по­зи­то­ру-аван­гар­ди­сту при­нес­ло соч. «Мо­ло­ток без мас­те­ра» для кон­траль­то и ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля (1955), в ос­но­ве ко­то­ро­го ис­поль­зо­ва­ние тех­ни­ки се­риа­лиз­ма, не­ред­ко с до­бав­ле­ни­ем «ори­ен­таль­но­го» ко­ло­ри­та, ко­то­рый со­об­ща­ет­ся му­зы­ке бла­го­да­ря ис­кус­но­му и мно­го­об­раз­но­му упот­реб­ле­нию удар­ных ин­ст­ру­мен­тов. В 1975–92 Б. воз­глав­лял па­риж­ский Ин-т ис­сле­до­ва­ний и ко­ор­ди­на­ции муз.-аку­стич. про­блем (IRCAM), ор­га­ни­зо­вал там ан­самбль совр. му­зы­ки «InterCon­temporain» (1976), ко­то­рый под рук. Б. бы­ст­ро при­об­рёл все­мир­ную из­вест­ность. В этот пе­ри­од ком­по­зи­тор от­дал дань элек­трон­ной му­зы­ке, пред­по­чи­тая сме­шан­ные элек­тро­аку­сти­че­ские со­ста­вы («Рес­пон­со­рии», 1984; Кон­церт для MIDI-флей­ты «…explo­san­te-fixe…», по­след­няя ре­дак­ция – 1993). Сре­ди др. из­вест­ных со­чи­не­ний: «Склад­ка по склад­ке / Порт­рет Мал­лар­ме» для со­пра­но и сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра (на тек­сты С. Мал­лар­ме, 1962), «Блеск-Мно­же­ст­во» для 9 удар­ных ин­стру­мен­тов и ор­ке­ст­ра (по­след­няя ре­дак­ция – 1970). Мн. ком­по­зи­тор­ские про­ек­ты Б. реа­ли­зо­ва­ны в неск. ва­ри­ан­тах, от­ра­жая «про­ра­ста­ние» (франц. proli­fé ­ra­tion) за­мыс­ла в раз­ных на­прав­ле­ни­ях («из­ме­ре­ни­ях», в тер­ми­нах фи­ло­со­фии Ж. Де­леза – дру­га Б.).

Соч.: Penser la musique aujourd’hui. P., 1964; Relevés d’apprenti. P., 1966; Jalons. P., 1989; Идея, реа­ли­за­ция, ре­мес­ло // Homo musicus. М., 1994; Ори­ен­ти­ры I: Избр. ста­тьи. М., 2004; О му­зы­каль­ном язы­ке [ин­тер­вью] // Три­бу­на сов­ре­мен­ной му­зы­ки. 2005. Вып. 3.

Лит.: Jameux D. P. Boulez. P., 1984; P. Boulez. Münch., 1995–1997. Bd 1–2; Кур­бат­ская С. А., Хо­ло­пов Ю. Н. П. Бу­лез. Э. Де­ни­сов. М., 1998; Цы­пин В. Г. П. Бу­лез об А. Шён­бер­ге // Две­над­цать этю­дов о му­зы­ке. М., 2001; Пет­ру­се­ва Н. А. П. Бу­лез: эс­те­ти­ка и тех­ни­ка му­зы­каль­ной ком­по­зи­ции. М., 2002; Стоя­но­ва И. О сим­фо­ни­чес­кой му­зы­ке П. Бу­ле­за // Три­бу­на сов­ре­мен­ной му­зы­ки. 2005. Вып. 3.

Вернуться к началу