ДЕЛЁЗ ЖИЛЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕЛЁЗ (Deleuze) Жиль (18.1.1925, Париж – 4.11.1995, там же), франц. философ. Учился в Сорбонне (1944–48), преподавал там же в 1957–60. В 1960–64 в Нац. центре науч. исследований, вместе с М. Фуко организовал в 1964 коллоквиум, посвящённый Ф. Ницше. Проф. в Лионском ун-те (1964–69) и в ун-те Париж-8 (1969–87), где познакомился со своим другом и соавтором Ф. Гваттари. После многолетней борьбы с болезнью покончил жизнь самоубийством.
В творчестве Д. обращение к классич. философии сочеталось с идеями лит.-филос. авангарда и леворадикальных политич. течений 1960-х гг. Ранние историко-филос. работы Д. посвящены гл. обр. критике традиц. метафизики от Платона до Г. В. Ф. Гегеля как «репрессивной», встроенной в «машины» власти и фальсифицирующей опыт, ибо вследствие господства принципа тождества всё многообразие существующего сводится в ней к принудит. единству. Подлинное же мышление акцентирует именно различия, а не тождество, которое вторично: отождествляя к.-л. вещи, мы первоначально всегда исходим из различия между ними. Для Д. философия – не рефлексия, не поиск универсальных истин, дающих окончат. ответы или решения, но творчество, создание новых концептов, углубляющих постановку рассматриваемых проблем подобно разработке муз. темы. Отрицая созданное психологией представление о неизменном идентичном «я», Д. вводит понятие «номадических сингулярностей» (кочующих единичностей) – вереницы масок или внутр. персонажей, выражающих свободную энергию желания.
Получившая широкую известность книга Д. и Ф. Гваттари «Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип» («Capitalisme et Schizophrenie. L’Anti-Oedipe», 1972, сокр. рус. пер. 1990) была воспринята как концептуальное осмысление майских волнений 1968 во Франции. Считая производство желаний и управление ими посредством «машин желания», встроенных как в отд. человека, так и в общество в целом, основой капиталистич. общества, Д. усматривает революц. роль шизофрении, понимаемой им не как болезнь, а как тип мышления, в освобождении от параноидального единства картины мира, «государственного мышления», используемого обществом для контроля «потоков желания». Выведение их из-под этого контроля призван осуществить «шизоанализ», который Д. противопоставил психоанализу З. Фрейда, блокирующему творч. силы бессознательного и направляющему их на обслуживание интересов власти. Освободит. потенциал шизофрении проявляется прежде всего в иск-ве: в процессе творчества художник выражает и пробуждает желания, высвобождая процессы «имперсонального становления», предшествующие формированию субъекта. С 1980-х гг. б. ч. работ Д. была посвящена произведениям кино, живописи, литературы.
Д. оказал значит. влияние на философию, лит. критику и эстетику постмодернизма.