ФУКО́ МИШЕЛЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУКО́ (Foucault) Мишель (15.10.1926, Пуатье – 25.6.1984, Париж), франц. философ, социальный мыслитель, историк. Родился в семье хирурга. Учился в Высшей нормальной школе (Париж; 1946–1951), где преподавал в 1951–55 (затем в ун-тах Клермон-Феррана, Лилля и во франц. культурных центрах Варшавы, Уппсалы, Гамбурга и др.), с 1970 проф. в Коллеж де Франс.
В творчестве Ф. прослеживаются три осн. периода: 1) «археология знания» (1960-е гг.); 2) генеалогия «власти-знания» (1970-е гг.); 3) «эстетика существования» человека как морального субъекта, формирующего себя и потому включающая «технику самости» («téchniques de soi») как самопознания и работы над собой (1980-е гг.). Между этими периодами существуют как разрывы, так и преемственность и определённое единство.
В центре «Aрхеологии знания» («L’archéologie du savoir», 1969, рус. пер. 1996, и др.) – проблема знания как исторически формирующегося явления. Согласно Ф., слова, вещи и индивиды включены в подвижную сеть отношений, сущностную структуру которых и должна выявлять «археология знания». Поворотной вехой в творчестве Ф. стало фундам. исследование по социокогнитивной истории безумия, в котором показывалось, как европ. цивилизация в «жесте» «великого заточения» («le grand renfermement») отделила от определённого как «нормальное» «рационального» существования историч. опыт безумия («История безумия в классическую эпоху» – «Histoire de la folie а̀ l’âge classique», 1961, рус. пер. 1997). В этой работе и в соч. «Рождение клиники: археология взгляда медика» («Naissance de la clinique: une archéologie du regard médical», 1963, рус. пер. 1998) Ф. рассматривал цивилизационные и эпистемологич. предпосылки формирования таких совр. институций, как психиатрич. приют, клинич. медицина, сменяющая традиц. «классификаторскую» медицину классич. эпохи. В принёсшей Ф. мировую известность кн. «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» («Les mots ct les choses: une archéologie des sciences humaines», 1966, рус. пер. 1977; 2-е изд., 1994) анализ синхронно действующих «дискурсивных практик», их нормативов и обезличенных правил призван выявить устойчивые структуры («эпистемы»), которые обусловливают «порядок мышления» и, соответственно, возможные формы знания и его представления в ту или иную эпоху. В европ. цивилизации начиная с эпохи Возрождения Ф. выделил три такие эпистемы – «ренессансную», «классическую» и «современную» (с нач. 19 в.). При этом переосмысливается у Ф. и роль субъекта: он перестаёт быть личностно индивидуализиров. производителем знания и определяется как «изменчивая и сложная функция дискурса».
Генеалогия «власти-знания» (возникла по аналогии с «Генеалогией морали» Ф. Ницше) в отличие от семиотико-культурологич. «археологии знания» представляет собой своеобразный вариант радикально политизиров. социологии знания. В понятии «власти-знания» (pouvoir-savoir) обществ.-политическое и когнитивное измерения составляют нераздельное единство, охватывающее как социальные формы функционирования знания, так и его реализацию властными институтами. Уже в ранних работах Ф. исследовал те социально значимые институты, в которых возникают, применяются и передаются науч. знания и одновременно проводится определённая политич. стратегия по управлению цивилизационными процессами. Этот период наиболее ярко представлен в работах «Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы» («Surveiller et punir: Naissance de la prison», 1975, рус. пер. 1999) и «Воля к знанию» («La volonté de savoir», 1976), составляющая т. 1 «Истории сексуальности» (рус. пер. в кн. «Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности», 1996). Ф. выделил три осн. социополитич. матрицы генезиса знаний (в т. ч. о природе): «мера», или «измерение» (античность); «опрос», или «дознание» (Средневековье), выступающее не только как юридич. процедура, но одновременно и как техника извлечения знаний о природе, противостоящая знанию, опирающемуся на традицию; «осмотр», или «обследование» (Новое время), с функционированием его как матрицы связано рождение таких социальных учреждений, как тюрьма, мед. клиника, экзамен в школе и т. п., совокупность которых составляет «дисциплинарное общество». «Дисциплинарные» процедуры, ставшие всеобщими формами управления, регуляции жизни людей начиная с 17–18 вв., лежат в основе как разл. институтов такого общества (регулярные армии, массовые школы и др.), так и познават. методов и нормативных принципов в организации науч. знаний.
В центре третьего этапа творчества Ф. – человек как индивидуальный субъект, практикующий собств. жизнь как искусство существования. От социокогнитивной истории институтов Ф. обращается к анализу античных практик «заботы о себе» с их «техниками самости». Осн. работы этого периода – «Пользование удовольствиями» («L’usage des plaisirs») и «Забота о себе» («Le souci de soi»), обе 1984 (соответственно тома 2 и 3 «Истории сексуальности», рус. пер. 1998), а также «Герменевтика субъекта», курс лекций в Коллеж де Франс, 1981–82 («L’herméneutique du sujet», рус. пер. 2007).