Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОМОВЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 175

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С
Ритуальное омовение в храме Раманантхасвами в Рамешвараме (Южная Индия). Паломников обливают водой одного из 22 священных колодцев. Фото В. А. Снатенкова

ОМОВЕ́НИЕ ри­ту­аль­ное, один из наи­бо­лее ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ных об­ря­дов (в фор­ме по­гру­же­ния в во­ду, об­ли­ва­ния и кро­п­ле­ния во­дой, па­ре­нья в ба­не). Его осн. зна­че­ние – очи­ще­ние уча­ст­ни­ков об­ря­да (см. Люс­т­ра­ция). О. счи­та­ют­ся не­об­хо­ди­мы­ми пе­ред ка­ж­дым важ­ным со­бы­ти­ем жиз­ни (напр., пе­ред се­вом и за­жи­ном у на­ро­дов Ев­ро­пы, пе­ред Пас­хой на Стра­ст­ной не­де­ле у хри­сти­ан, пе­ред Рош аша­на – у иу­де­ев, пе­ред мо­лит­вой – у му­суль­ман). Как пра­ви­ло, они со­став­ля­ют важ­ней­шую часть пе­ре­ход­ных об­ря­дов – ро­диль­ных об­ря­дов, ини­циа­ций, свадь­бы, по­гре­бе­ния и по­ми­нок; ту же сим­во­ли­ку пе­ре­ме­ны жиз­ни име­ет О. в хри­сти­ан­ском кре­ще­нии. О. ха­рак­тер­ны так­же для очи­стит. об­ря­дов по­сле ри­ту­аль­но­го ос­к­вер­не­ния (напр., в кон­це Свя­ток на Кре­ще­ние Гос­под­не); на­про­тив, че­ло­век, на­ме­ре­ваю­щий­ся всту­пить в кон­такт с не­чис­той си­лой, не дол­жен был мыть­ся. По­ми­мо очи­сти­тель­но­го, О. име­ло за­щит­ный и ле­чеб­ный смысл (осо­бен­но ма­гич. дей­ст­вие при­пи­сы­ва­лось ба­не; у на­ро­дов Вост. Ев­ро­пы, ин­дей­цев Сев. Аме­ри­ки и Ме­зо­аме­ри­ки и др. па­риль­ни бы­ли од­ним из гл. куль­то­вых мест). Во­дой об­ли­ва­ли ра­бот­ни­ков, пер­вый раз вы­хо­дя­щих в по­ле, пас­ту­ха и ста­до при пер­вом вы­го­не ско­та и т. п. О. под­вер­га­ют­ся и ри­ту­аль­ные пред­меты, куль­то­вые из­об­ра­же­ния, а так­же пи­ща и пред­ме­ты оби­хо­да для их ос­вя­ще­ния. В цер­ков­ной об­ряд­но­сти то же зна­че­ние име­ет кро­п­ле­ние лю­дей, ско­та, по­лей, ору­дий тру­да и т. п. свя­той во­дой во вре­мя мо­леб­нов и кре­ст­ных хо­дов. Бла­го­твор­ные свой­ст­ва при­пи­сы­ва­лись О. на Пас­ху (см., напр., «Об­ли­ван­ные дни»), в ве­сен­ний Юрь­ев день, Ива­нов день и др. Осо­бо не­об­хо­ди­мым счи­та­лось О. для жен­щин (по спец. сим­во­лич. свя­зи жен­щин с во­дой) – как для очи­ще­ния (см., напр., Ми­к­ва), так и для обес­пе­че­ния здо­ро­вья, за­му­же­ст­ва, пло­до­ви­то­сти. О. при­ме­ня­лось так­же как сред­ст­во вы­зы­ва­ния до­ж­дя (см., напр., Пе­пе­ру­да). С прак­ти­кой О. свя­за­но по­чи­та­ние свя­щен­ных ис­точ­ни­ков, во­де ко­то­рых при­пи­сы­ва­ют­ся бла­го­твор­ные свой­ст­ва.

Лит.: Бу­дов­ская ЕЭ., Мо­ро­зов ИА. Ба­ня // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 1995. Т. 1; Ви­но­гра­до­ва ЛН. Во­да // Там же; Агап­ки­на ТА. Ку­па­ние // Там же. М., 2004. Т. 3; она же. Мы­тье // Там же; она же. «Об­ли­ван­ный» по­не­дель­ник // Там же; она же. Об­ли­вать // Там же; Се­да­ко­ва ИА. Ку­па­ние мла­ден­ца // Там же.

Вернуться к началу