ОМОВЕ́НИЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОМОВЕ́НИЕ ритуальное, один из наиболее широко распространённых обрядов (в форме погружения в воду, обливания и кропления водой, паренья в бане). Его осн. значение – очищение участников обряда (см. Люстрация). О. считаются необходимыми перед каждым важным событием жизни (напр., перед севом и зажином у народов Европы, перед Пасхой на Страстной неделе у христиан, перед Рош ашана – у иудеев, перед молитвой – у мусульман). Как правило, они составляют важнейшую часть переходных обрядов – родильных обрядов, инициаций, свадьбы, погребения и поминок; ту же символику перемены жизни имеет О. в христианском крещении. О. характерны также для очистит. обрядов после ритуального осквернения (напр., в конце Святок на Крещение Господне); напротив, человек, намеревающийся вступить в контакт с нечистой силой, не должен был мыться. Помимо очистительного, О. имело защитный и лечебный смысл (особенно магич. действие приписывалось бане; у народов Вост. Европы, индейцев Сев. Америки и Мезоамерики и др. парильни были одним из гл. культовых мест). Водой обливали работников, первый раз выходящих в поле, пастуха и стадо при первом выгоне скота и т. п. О. подвергаются и ритуальные предметы, культовые изображения, а также пища и предметы обихода для их освящения. В церковной обрядности то же значение имеет кропление людей, скота, полей, орудий труда и т. п. святой водой во время молебнов и крестных ходов. Благотворные свойства приписывались О. на Пасху (см., напр., «Обливанные дни»), в весенний Юрьев день, Иванов день и др. Особо необходимым считалось О. для женщин (по спец. символич. связи женщин с водой) – как для очищения (см., напр., Миква), так и для обеспечения здоровья, замужества, плодовитости. О. применялось также как средство вызывания дождя (см., напр., Пеперуда). С практикой О. связано почитание священных источников, воде которых приписываются благотворные свойства.