МИ́КВА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИ́КВА (микве; евр. מקוה, букв. – скопление воды), в иудаизме бассейн для омовения с целью ритуального очищения.
М. известны с периода Второго храма (см. в ст. Иерусалимский храм), приблизительно с 100 до н. э. Имеют коннотации с очистительными практиками, предписанными Торой. В эпоху Второго храма омовение в М. являлось составной частью храмовых очистительных ритуалов: после осквернения прикосновением к мертвецу (Числ. 19:7–10) и др. ритуально нечистым объектам (Лев. 5:2–3; 11:23–35, 39–40), после нечистых телесных выделений (Лев. 15). С утратой храмовых очистительных ритуалов в результате разрушения Храма (70 н. э.) омовение в М. подчинено общей идее ритуального очищения и по-разному практикуется в разных общинах. Ныне М. посещается в процессе ритуала обращения (гиюр), женщинами перед бракосочетанием, после менструации и родов, мужчинами накануне Рош ашана (Новый год) и Йом киппура, в некоторых общинах практикуется омовение накануне каждой субботы и в др. случаях. В М. (как правило, специальных) омывают также ритуально нечистую посуду. Важность М. в иудаизме подчёркивается тем, что община строит её даже раньше синагоги.
Законам о М. посвящён трактат Микваот в Талмуде и Тосефте. М. обычно расположена при синагоге. Омовение совершается в стоячей воде, не должны допускаться её просачивание или утечка. Миним. количество воды в М. (ок. 750 л) должно быть доставлено из естественного чистого источника (речная, дождевая вода) самотёком (эту воду нельзя приносить в сосудах), остальной объём может быть дополнен из водопровода. Уровень воды должен быть такой, чтобы можно было совершить полное погружение. Омовение совершается в обнажённом виде. Периодически М. чистится, вода в ней полностью обновляется. Совр. М. имеют размеры примерно 2×3 м, вода в них подогревается.