Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕЩЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 5

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. И. Рубан, П. С. Павлинов (восточнохристианская иконография)

КРЕЩЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ (греч. βάπτισμα τοῦ Κυρίου; лат. baptisma Domini), один из глав­ных хри­сти­ан­ских празд­ни­ков, ус­та­нов­лен­ный в вос­по­ми­на­ние кре­ще­ния Ии­су­са Хри­ста про­ро­ком Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем в во­дах р. Иор­дан. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции от­но­сит­ся к чис­лу дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков; от­ме­ча­ет­ся 6(19) ян­ва­ря.

Со­глас­но Еван­ге­ли­ям (Мф. 3; Мк. 1:4–11; Лк. 3:2–18, 21–22; Ин. 1:19–34), Ио­анн Кре­сти­тель про­по­ве­до­вал сре­ди из­ра­иль­ско­го на­ро­да не­об­хо­ди­мость по­кая­ния для про­ще­ния гре­хов пе­ред встре­чей гря­ду­ще­го Мес­сии и вхо­ж­де­ни­ем в Его цар­ст­во и со­вер­шал над уве­ро­вав­ши­ми об­ряд омо­ве­ния (греч. βάπτισμα, в слав. пе­ре­во­де – кре­ще­ние). При­ход к Ио­ан­ну в Ви­фа­ва­ру при Иор­да­не Ии­су­са, же­лав­ше­го кре­стить­ся, как все, вы­звал в про­ро­ке смя­те­ние, по­сколь­ку Ии­сус и был ожи­дае­мым Мес­си­ей (греч. Χριστός – Хри­стос). Т. о., Ии­сус впер­вые явил здесь Се­бя как Мес­сия. Здесь же Он впер­вые явил Се­бя и Сы­ном Бо­жи­им, Вто­рым Ли­цом Пре­свя­той Трои­цы: при Его кре­ще­нии с не­бес раз­дал­ся глас От­ца: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Ко­то­ром Мое бла­го­во­ле­ние». Не имея в Се­бе гре­ха, Бо­го­че­ло­век Иисус Хри­стос не имел ну­ж­ды в по­кая­нии и омо­ве­нии, но на не­до­уме­ние Ио­ан­на Он от­ве­тил ука­за­ни­ем «ис­пол­нить вся­кую прав­ду». При­няв от Ио­ан­на кре­ще­ние, Хри­стос тем са­мым вы­ра­зил ­сми­рение, а так­же Своё еди­не­ние с людь­ми, гре­хи ко­то­рых брал на Се­бя. Кро­ме то­го, сой­дя в Иор­дан, Он ос­вя­тил Со­бой ес­те­ст­во во­ды и по­ло­жил ос­но­ва­ние хри­сти­ан­ско­го та­ин­ст­ва кре­ще­ния. В кре­ще­нии Хри­ста со­вер­ши­лось яв­ле­ние Трие­ди­но­го Бо­га: кре­ще­ние Сы­на, глас От­ца, со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха в ви­де го­лу­бя. По­это­му К. Г. ина­че на­зы­ва­ет­ся Бо­го­явле­ни­ем. С это­го со­бы­тия на­чал­ся пе­ри­од об­ще­ст­вен­но­го слу­же­ния Ии­су­са Хри­ста.

«Крещение Господне». Мозаика собора монастыря Осиос-Лукас в Фокиде. 1030–40-е гг.
«Крещение Христа». Алтарный образ Пьеро делла Франчески. 1449–55. Национальная галерея (Лондон).

Цер­ков­ный празд­ник К. Г. вос­хо­дит к древ­не­му вос­точ­но­хри­сти­ан­ско­му, ве­ро­ят­но алек­сан­д­рий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния (впер­вые упо­ми­на­ет­ся Кли­мен­том Алек­сан­д­рий­ским), празд­ни­ку Епи­фа­нии (греч. ἑπιφάνεια  – чу­дес­ное яв­ле­ние, про­яв­ле­ние Бо­же­ст­вен­ной си­лы), или Тео­фа­нии (греч. Θεοφάνια  – Бого­яв­ле­ние). Тео­фа­ния ста­ла пер­вым боль­шим хри­сти­ан­ским тор­же­ст­вом, имею­щим фик­си­ров. ка­лен­дар­ную да­ту – 6 ян­варя. Пер­во­на­чаль­но Тео­фа­ния вклю­ча­ла в се­бя и празд­но­ва­ние Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, по­это­му её бо­го­слов­ский смысл со­дер­жал боль­ше от­тен­ков, не­же­ли смысл празд­ни­ка К. Г. Тео­фа­ния – это и во­пло­ще­ние Ии­су­са Хри­ста от Св. Ду­ха и Де­вы Ма­рии, и Его ро­ж­де­ние в Виф­лее­ме, и Его кре­ще­ние от Ио­ан­на в Иор­да­не (яв­ление Се­бя Мес­си­ей и Сы­ном Бо­жи­им), и со­вер­шён­ное Им пер­вое чу­до в Ка­не Га­ли­лей­ской, явив­шее Его Бо­же­ст­вен­ную си­лу. По­сле при­ня­тия хри­сти­ан­ским Вос­то­ком в 4–5 вв. празд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва смысл празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния сосре­до­то­чил­ся на кре­ще­нии Ии­су­са Хри­ста в Иор­да­не. При этом в бо­гослу­жеб­ном ус­та­ве со­хра­ни­лась связь К. Г. с Ро­ж­де­ст­вом: оба празд­ни­ка име­ют пред­празд­нич­ные со­чель­ни­ки, а празд­нич­ная ли­тур­гия со­вер­ша­ет­ся по чи­ну свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го. Не­ко­то­рые церк­ви, напр. Ар­мян­ская апо­столь­ская цер­ковь, со­хра­ни­ли тра­ди­цию од­но­вре­мен­но­го празд­но­ва­ния К. Г. и Ро­ж­де­ства: в ка­лен­да­рях этих церк­вей нет от­дель­но­го празд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва.

«Крещение Господне». Икона строгановской школы. Мастер Михаил. Нач. 17 в. Русский музей (С.-Петербург).

Осо­бен­но­стью пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния К. Г. яв­ля­ет­ся ос­вя­ще­ние во­ды, со­вер­шае­мое как в хра­мах, так и на от­кры­тых во­до­ёмах. Вы­ход для ос­вя­ще­ния во­ды на­зы­ва­ет­ся «хо­ж­де­ни­ем на Иор­дан». В совр. прак­ти­ке во­да ос­вя­ща­ет­ся два­ж­ды: на­ка­ну­не празд­ни­ка, в кре­щен­ский со­чель­ник, и соб­ст­вен­но в день празд­ни­ка, по­сле ли­тур­гии (ве­ли­кое во­до­ос­вя­ще­ние). Тра­ди­ция ос­вя­ще­ния во­ды на­ка­ну­не празд­ни­ка, воз­мож­но, вос­хо­дит к древ­ней прак­ти­ке кре­ще­ния в сам день Бо­го­яв­ле­ния го­то­вив­ших­ся при­нять это та­ин­ст­во – ог­ла­шен­ных. Тра­ди­ция ве­ли­ко­го во­до­ос­вя­ще­ния свя­за­на с обы­чаем па­ле­стин­ских хри­сти­ан ше­ст­во­вать в день Бо­го­яв­ле­ния на Иор­дан к по­читае­мо­му мес­ту кре­ще­ния Спа­си­те­ля. Пе­ред кре­щен­ским со­чель­ни­ком за­вер­ша­ют­ся т. н. Свя­тые дни празд­но­ва­ния Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (см. Свят­ки).

«Крещение Руси». Художник В. М. Васнецов. 1890. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Третьяковская галерея (Москва).

В ка­то­лич. тра­ди­ции празд­ник Бо­гояв­ле­ния Гос­по­да (6 янв.) со­хра­ня­ет древ­нюю те­му яв­ле­ния Хри­ста и про­све­ще­ния языч­ни­ков. Су­ще­ст­ву­ет обы­чай ос­вя­ще­ния ла­да­на и ме­ла, ко­то­рым свя­щен­ник пи­шет на две­рях до­мов на­чаль­ные бу­к­вы апок­ри­фи­че­ских имён еван­гель­ских вол­хвов – Кас­па­ра, Мель­хио­ра, Баль­та­за­ра. В 20 в. в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви ус­та­нов­лен так­же празд­ник Кре­ще­ния Гос­по­да (в 1-е вос­кре­се­нье по­сле 6 янв.), по со­дер­жа­нию ана­ло­гич­ный пра­во­слав­но­му. Под влия­ни­ем бо­го­слу­же­ния ка­то­лич. церк­вей вос­точ­но­го об­ря­да ус­та­нов­лен (не по­все­ме­ст­но) обы­чай ос­вя­ще­ния во­ды.

Иконография

«Крещение великого князя Владимира в Корсуни». Художник А. И. Иванов. 1829. Третьяковская галерея (Москва).

Наи­бо­лее ран­ние изо­бра­же­ния К. Г. (Хри­стос в ви­де юно­ши) встре­ча­ют­ся в рим. ка­та­ком­бах (Лю­ци­ны, 2 в.; Кал­ли­ста, ок. 230), ам­пу­лах Мон­цы, сар­ко­фа­гах 4–6 вв., на пла­кет­ке с тро­на ар­хи­еп. Мак­си­миа­на (Ра­вен­на). В мо­заи­ке Бап­ти­сте­рия пра­во­слав­ных в Ра­вен­не (5 в.) Хри­стос пред­став­лен уже в зре­лом воз­рас­те, а впи­сан­ную в круг ком­по­зи­цию К. Г. ок­ру­жа­ют 12 ан­ге­лов. Ико­но­гра­фич. схе­ма ус­та­нав­ли­ва­ет­ся к 10 в. Ии­сус Хри­стос изо­бра­жа­ет­ся обыч­но фрон­таль­но (позд­нее в лёг­ком раз­во­ро­те, ино­гда со скре­щён­ны­ми но­га­ми – мо­заи­ки со­бо­ра в Мон­реа­ле, 12 в.), в зре­лом воз­рас­те, с длин­ны­ми во­ло­са­ми и бо­ро­дой, об­на­жён­ный (с 12–13 вв. и пре­поя­сан­ный), по­сре­ди р. Иор­дан, по по­яс или поч­ти по шею в во­де (на ми­ниа­тю­ре Хлу­дов­ской Псал­ти­ри 9 в.). К си­рий­ской груп­пе па­мят­ни­ков с Хри­стом, при­кры­ваю­щим­ся ру­ка­ми, от­но­сят­ся: фраг­мент трип­ти­ха нач. 7 в. (ГМИИ), рас­пис­ная крыш­ка ре­ли­к­ва­рия с 5 еван­гель­ски­ми сце­на­ми (6–7 вв., Ва­ти­кан­ские му­зеи), Копт­ское Тет­ра­еван­ге­лие (1179–80, Нац. б-ка, Па­риж), фре­ски Кап­па­до­кии. Ио­анн Кре­сти­тель обыч­но по­ме­ща­ет­ся на пра­вом от Хри­ста бе­ре­гу Иор­да­на, он воз­ла­га­ет пра­вую ру­ку на го­ло­ву Ии­су­са; свер­ху обыч­но изо­бра­жён сег­мент не­ба (ино­гда часть кру­га как сим­вол от­кры­ваю­щих­ся не­бес) с бла­го­слав­ляю­щей дес­ни­цей, лу­чом и па­ря­щим бе­лым го­лу­бем (сим­вол Св. Ду­ха). С 6–7 вв. на про­ти­во­по­лож­ном от Ио­ан­на Пред­те­чи бе­ре­гу изо­бра­жа­лись ан­ге­лы. В па­мят­ни­ках ран­не­хри­сти­ан­ско­го иск-ва их обыч­но два (один со­зер­ца­ет Св. Ду­ха, ни­схо­дя­ще­го с не­ба, и при­слу­ши­ва­ет­ся к го­ло­су Бо­га От­ца, дру­гой с бла­го­го­ве­ни­ем смот­рит на Хри­ста; в ка­та­ком­бах Пон­тиа­на ан­гел один). В ми­ниа­тю­ре из «Слов» Гри­го­рия Богослова (3-я четв. 11 в., ГИМ) два ан­ге­ла сле­та­ют к Хри­сту с не­бес. На­чи­ная с 11–12 вв. ко­ли­че­ст­во ан­ге­лов на изо­бра­же­ни­ях К. Г. уве­ли­чи­ва­ет­ся: ча­ще все­го три ан­ге­ла (один с по­лот­ни­щем, как вос­при­ем­ник Хри­ста), но по­рой их чис­ло до­хо­дит до се­ми. В во­де или на берегу изо­бра­жа­ют­ся пер­со­ни­фи­ка­ция р. Иор­дан (об­на­жён­ный ста­рец, ино­гда с по­лот­ном – в мо­заи­ке Бап­ти­сте­рия пра­во­слав­ных в Ра­вен­не; си­дя­щий на бе­ре­гу – в мо­заи­ках Ари­ан­ско­го бап­ти­сте­рия в Ра­вен­не, 493–526; ча­ще ста­рец ис­пу­ган­но дер­жит ва­зу, из ко­то­рой льёт­ся во­да: «Мо­ре уви­де­ло и по­бе­жа­ло; Иор­дан об­ра­тил­ся на­зад» – Пс. 113:3), пер­со­ни­фи­ка­ция мо­ря (убе­гаю­щая или, ре­же, уп­лы­ваю­щая на ры­бе жен­щи­на; ино­гда вме­сто Иор­да­на и мо­ря пред­став­ле­ны пер­со­ни­фи­ка­ции ис­точ­ни­ков Ио­ра и Да­на), в во­де изо­бра­жа­ют­ся так­же ры­бы (сим­во­ли­зи­рую­щие нео­фи­тов, при­ни­маю­щих кре­ще­ние). На Афо­не встре­ча­ют­ся ико­ны со змея­ми в во­де (со­от­вет­ст­ву­ет Пс. 73:13 – «Ты стерл еси гла­вы зми­ев в во­де»). В ран­них изо­бра­же­ни­ях мо­гут при­сут­ст­во­вать про­ро­ки (на рель­е­фе сар­ко­фа­га из Ар­ля 4–5 вв. – про­рок Исайя). В ви­зант. мо­заи­ках в мон. Оси­ос-Лу­кас в Фо­ки­де (1030–40-е гг.), в Даф­ни (ок. 1100) К. Г. изо­бра­же­но на кри­во­ли­ней­ной по­верх­но­сти тром­пов, и свет ак­цен­ти­ру­ет мо­мент Тео­фа­нии.

В па­мят­ни­ках др.-рус. иск-ва Бо­го­яв­ле­ние встре­ча­ет­ся с 12 в. (фраг­мен­ты фре­ски в кре­щаль­не Ус­пен­ской ц. Елец­ко­го мон. в Чер­ни­го­ве, 1120-е гг.; фре­ска в кон­хе ап­си­ды кре­щаль­ни Со­фии Ки­ев­ской, 2-я пол. 12 в.); ча­ще оно изо­бра­жа­ет­ся в лю­не­те юж. сте­ны (Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор Ми­ро­жско­го мон. в Пско­ве, 1140-е гг.). На­ря­ду с ла­ко­нич­ной схе­мой с 12 в. рас­про­стра­не­на и бо­лее под­роб­ная: во фре­ске ц. Спа­са на Не­ре­ди­це в Нов­го­ро­де (1199, со­хра­ни­лись фраг­мен­ты) пред­став­ле­на груп­па раз­де­ваю­щих­ся для кре­ще­ния лю­дей (один че­ло­век плы­вёт), Хри­стос пре­поя­сан (важ­ная чер­та позд­ней ико­но­гра­фии), на во­де изо­бра­жён крест как знак ос­вя­ще­ния ми­ро­вых вод (крест, вы­де­лен­ный крас­ным цве­том, при­сут­ст­ву­ет и на ико­не 13 в. в мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае). В пе­щер­ной церк­ви Сре­тен­ско­го мон. в Ме­тео­рах (Гре­ция) в сце­ну К. Г. вве­дён ло­вя­щий ры­бу маль­чик как сим­вол кре­ще­ния – об­ре­те­ния (вы­лав­ли­ва­ния) для Бо­га че­ло­ве­че­ских душ (1366–67; сим­вол за­им­ст­во­ван из жи­во­пи­си ка­та­комб). Ино­гда в Бо­го­яв­ле­нии пред­став­ля­ли сце­ну про­по­ве­ди Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (ико­на сер. 14 в. в Нац. му­зее в Бел­гра­де; во фре­ско­вых ан­самб­лях час­то изо­бра­жа­лась ря­дом как са­мо­сто­ят. ком­по­зи­ция – ц. Бо­го­мате­ри в Ку­че­виш­те, Сер­бия, ок. 1330). В 14–15 вв. не­ред­ко под­чёр­ки­ва­лись мо­ти­вы, свя­зан­ные с по­гре­бе­ни­ем Хри­ста и Его со­ше­ст­ви­ем во ад (под­но­жие, на­по­ми­наю­щее по­пи­рае­мые вра­та ада, на фре­ске в мон. Гра­ча­ни­ца в Сер­бии, 1320–21).

Ико­на «Бо­го­яв­ле­ние» вхо­дит в со­став празд­нич­но­го ря­да ико­но­ста­сов (в т. ч. 3 ико­но­ста­са, свя­зан­ные с кру­гом Ан­д­рея Руб­лё­ва). В рус. ико­нах 16–17 вв. в сег­мен­те не­ба час­то изо­бра­жа­ет­ся Бог Отец на пре­сто­ле; в ико­но­пи­си 18–19 вв. – Са­ва­оф на об­ла­ке со свит­ком в ру­ках. В тех­ни­ке «зо­ло­той на­вод­ки» Бо­го­яв­ле­ние изо­бра­жа­лось на цер­ков­ных вра­тах: зап. вра­та Ро­ж­де­ст­вен­ско­го со­бо­ра в Суз­да­ле (1227–38), Ва­силь­ев­ские вра­та в Тро­иц­ком со­бо­ре Алексан­д­ро­ва (14 в.).

В иск-ве итал. Про­то­ре­нес­сан­са ещё ис­поль­зо­ва­лась традиционная ико­но­гра­фич. схе­ма (фре­ски Джот­то в Ка­пел­ле дель-Аре­на в Па­дуе). На­чи­ная с Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния Ио­анн Пред­те­ча по­ли­ва­ет во­дой стоя­ще­го по ко­ле­ни или по щи­ко­лот­ки в Иор­да­не пре­поя­сан­но­го Хри­ста; они ок­ру­же­ны ан­ге­ла­ми и сви­де­те­ля­ми, сре­ди ко­то­рых воз­мож­ны порт­ре­ты со­вре­мен­ни­ков мас­те­ров [про­из­ве­де­ния Пье­ро дел­ла Фран­че­ски (1449–55, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), Ан­д­реа дель Вер­рок­кьо при уча­стии Ле­о­нар­до да Вин­чи (1476, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция)]. В иск-ве стран Центр. и Сев. Ев­ро­пы сце­на К. Г. час­то изо­бра­жа­лась на фо­не па­но­рам­но­го пей­за­жа, в ок­ру­же­нии му­зи­ци­рую­щих и по­ющих ан­ге­лов, хо­ра свя­тых на не­бе­сах (ком­по­зи­ция Мас­те­ра ал­та­ря Св. Вар­фо­ло­мея, кон. 15 в., Нац. га­ле­рея ис­кус­ст­ва, Ва­шинг­тон; кар­ти­на Г. Да­ви­да, до 1508, му­зей Гру­нин­гем, Брюг­ге). В мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си в ком­по­зи­цию вклю­ча­лось изо­бра­же­ние на­ро­да, уз­рев­ше­го в ли­це Хри­ста Спа­си­те­ля ми­ра [рос­пи­си П. Пе­руд­жи­но (1481–82, Сик­стин­ская ка­пел­ла в Ва­ти­ка­не), Я. Тин­то­рет­то (ок. 1578–81, Скуо­ла-Гран­де-ди-Сан-Рок­ко, Ве­не­ция)]. Сим­во­лич. зна­ки (фи­гу­ры Иор­да­на, мо­ря) с 14 в. не ис­поль­зу­ют­ся. В иск-ве Контр­ре­фор­ма­ции Хри­стос час­то сто­ит ко­ле­но­пре­кло­нён­ным пе­ред Ио­ан­ном Пред­те­чей.

Лит.: Смир­нов С. И. Во­до­кре­щи: Ма­те­риа­лы для ис­то­рии кре­щен­ских об­ря­дов в древ­ней Ру­си. Сер­ги­ев По­сад, 1900; Тур­кин И. Празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня или Бо­го­яв­ле­ния. СПб., 1905; Merras M. The origins of the ce­le­bration of the Christian feast of Epiphany: an ideological, cultural and historical study. Joen­suu, 1995; Не­фе­дов Г., прот. Та­ин­ст­ва и об­ря­ды Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 2008.

Лит.: Strzygowski J. Iconographie der Taufe Christi. Münch., 1885; Боб­ров Ю. Г. Ос­но­вы ико­но­гра­фии древ­не­рус­ской жи­во­пи­си. СПб., 1995; По­кров­ский Н. В. Еван­ге­лие в па­мят­ни­ках ико­но­гра­фии: пре­иму­ще­ст­вен­но ви­зан­тий­ских и рус­ских. М., 2001.

Вернуться к началу