Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮСТРА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 263

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Смирницкая
Люстрация в Древнем Риме. Перед суоветаурилиями. Рельеф колонны Траяна в Риме.

ЛЮСТРА́ЦИЯ (лат. lustratio – очи­ще­ние по­сред­ст­вом жерт­во­при­но­ше­ния, ис­ку­п­ле­ние; греч. ϰάθαρσις), 1) очи­стит. об­ря­ды в Древ­ней Гре­ции и Ри­ме. Со­вер­ша­лись над тер­ри­то­рия­ми, го­ро­да­ми и зда­ния­ми, по­се­ва­ми, ско­том, вой­ска­ми, фло­том и т. п., за­клю­ча­лись в кру­го­вых про­цес­си­ях, жерт­во­при­но­ше­ни­ях [в Ри­ме со­вер­ша­лись суо­ве­тау­ри­лии (suove­ta­urilia) – жерт­во­при­но­ше­ния сви­ньи, ов­цы и бы­ка] и др. Час­то Л. про­во­дились пе­ред ли­цом опас­но­сти, для уст­ра­не­ния ри­ту­аль­ной не­чис­то­ты (по­сле оск­вер­не­ния, со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ния, войн и т. д.). В Ри­ме ре­гу­ляр­ные Л. со­вер­ша­лись во вре­мя Лу­пер­ка­лий. Осо­бые Л. (lustrum) со­вер­ша­лись од­ним из цен­зо­ров по­сле про­ве­де­ния цен­за (раз в пять лет) на Мар­со­вом по­ле. Очи­стит. об­ря­ды (dies lustricus) со­про­во­ж­да­ли на­ре­че­ние име­ни но­во­ро­ж­дён­ным (маль­чи­кам – на де­вя­тый, де­воч­кам – на вось­мой день), по­сле че­го маль­чи­ку ве­ша­ли на шею зо­ло­той ме­даль­он (бул­ла), ко­то­рый он но­сил до со­вер­шен­но­ле­тия.

2) В ши­ро­ком смыс­ле Л. – ма­ги­че­ские об­ря­ды (см. Ма­гия), на­прав­лен­ные на дос­ти­же­ние ри­ту­аль­ной чис­то­ты; обыч­но име­ют так­же ох­ра­нит. смысл. Со­вер­ша­ют­ся над людь­ми, жи­вот­ны­ми, жи­ли­щем, хра­мом, по­се­ле­ни­ем и т. п. в пе­ре­лом­ные мо­мен­ты жиз­нен­но­го (см. Жиз­нен­но­го цик­ла об­ря­ды) и ка­лен­дар­но­го (см. Ка­лен­дар­ные об­ря­ды) цик­ла, пе­ред ре­лиг. и ма­гич. дей­ст­вия­ми, по­сле ри­ту­аль­но­го ос­к­вер­не­ния: по­сле по­ло­во­го ак­та, кон­так­та с «не­чис­той си­лой» (напр., по­сле Свя­ток и Мас­ле­ни­цы), по­кой­ни­ком, «не­чис­ты­ми» пред­ме­та­ми и людь­ми – кол­ду­ном, ино­вер­цем, боль­ным, жен­щи­ной во вре­мя мен­ст­руа­ции, ро­же­ни­цей, по­ви­ту­хой и т. п. Очи­стит. дей­ст­вие при­пи­сы­ва­ет­ся во­де (омо­ве­ние, кро­п­ле­ние), ог­ню, ды­му (оку­ри­ва­ние), со­ли, ме­тал­лу и др.; с це­лью очи­ще­ния про­из­но­сят мо­лит­ву или за­го­вор, по­стят­ся и т. п.

3) В Поль­ше пе­рио­дич. опись гос. иму­ществ. Про­во­ди­лась с 1560-х гг., в 1778–1876 – в зап. гу­бер­ни­ях Рос. им­пе­рии.

Вернуться к началу