Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 377

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДУАЛИ́ЗМ (от лат. dualis – двой­ст­вен­ный), фи­лос. уче­ние, ис­хо­дя­щее из при­зна­ния рав­но­прав­ны­ми, не­сво­ди­мы­ми друг к дру­гу двух на­чал – ду­ха и ма­те­рии, иде­аль­но­го и ма­те­ри­аль­но­го. Этим Д. от­ли­ча­ет­ся как от мо­низ­ма, так и от плю­ра­лиз­ма. Тер­мин, вве­дён­ный англ. ори­ен­та­ли­стом и язы­ко­ве­дом Т. Хай­дом (1636–1703) для обо­зна­че­ния ре­лиг. пред­став­ле­ний о про­ти­во­бор­ст­ве двух из­на­чаль­но су­ще­ст­вую­щих сил до­б­ра и зла (зо­роа­ст­ризм, ма­ни­хей­ст­во), в ка­че­ст­ве фи­лос. по­ня­тия был впер­вые упот­реб­лён нем. фи­ло­со­фом Х. фон Воль­фом. Клас­сич. пред­ста­ви­тель Д. в но­во­ев­ро­пей­ской фи­ло­со­фии – Р. Де­карт, сфор­му­ли­ро­вав­ший идею о двух ка­че­ст­вен­но раз­лич­ных и не­сво­ди­мых друг к дру­гу суб­стан­ци­ях – мыс­ля­щей (ду­хов­ной) и про­тя­жён­ной (ма­те­ри­аль­ной); про­бле­му взаи­мо­от­но­ше­ния этих двух суб­стан­ций в че­ло­ве­ке (пси­хо­фи­зи­че­скую про­бле­му) Де­карт ре­шал с по­зи­ций пси­хо­фи­зич. взаи­мо­дей­ст­вия. Для фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни ха­рак­тер­ны разл. фор­мы гно­сео­ло­гич. Д., ко­то­рый, в от­ли­чие от он­то­ло­ги­че­ско­го, ис­хо­дит не из про­ти­во­пос­тав­ле­ния суб­стан­ций, а из про­ти­во­по­ло­же­ния по­знаю­ще­го субъ­ек­та по­зна­вае­мо­му объ­ек­ту. Так, соз­на­ние у Дж. Лок­ка и Д. Юма вы­сту­па­ет как со­во­куп­ность еди­нич­ных вос­при­ятий, чувств, мыс­лей, не имею­щих объ­е­ди­няю­щей суб­стан­ци­аль­ной ос­но­вы. Иную раз­но­вид­ность гно­сео­ло­гич. Д. раз­ви­вал И. Кант, ко­то­рый рас­смат­ри­вал соз­на­ние как дея­тель­ность, упо­ря­до­чи­ваю­щую дан­ные опы­та по сво­им соб­ст­вен­ным, не­за­ви­си­мым от внеш­не­го ми­ра за­ко­нам – в со­от­вет­ст­вии с ап­ри­ор­ны­ми (см. Апо­сте­рио­ри и ап­рио­ри) фор­ма­ми чув­ст­вен­но­го со­зер­ца­ния и рас­суд­ка.

По­ня­тие «Д.» при­ло­жи­мо так­же к кон­цеп­ци­ям и уче­ни­ям, ут­вер­ждаю­щим рав­но­прав­ность лю­бых про­ти­во­по­лож­ных на­чал или сфер (ре­лиг., ан­тро­по­ло­гич., эти­че­ский Д. и т. п.).

Вернуться к началу