ВЕ́ЙГЕЛЬ ВАЛЕНТИН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́ЙГЕЛЬ (Weigel) Валентин (1533, Наундорф, близ Гросенхайна, Саксония – 10.6.1588, Чопау, близ Хемница), нем. протестантский богослов и мистик. Учился в ун-тах Лейпцига (с 1554) и Виттенберга (1563–67). С 1567 пастор в Чопау. При жизни не публиковал своих сочинений.
В. развивал идеи нем. мистиков 13–14 вв. И. Таулера, И. Экхарта, с 1570 испытал сильное влияние Себастьяна Франка, в конце жизни – натурфилософии Парацельса. Мир, исходящий из абсолютного внутр. центра – Бога («Книжечка о блаженной жизни» – «Libellus de vita beata», 1609), лишён местопребывания и «погружён в ничто – в себя самого и не может упасть» («О местопребывании мира» – «Vom Ort der Welt», 1613; гл. 10). До сотворения мира не было «места» (пространства), а была «пропасть бесконечности», всё сотворённое содержалось, незримо и бестелесно, в слове Бога. Ад и рай не «места» во вселенной, но существуют лишь в нас, в мире души, Бог (и дьявол) пребывает в человеке. С концом мира пространство и время будут упразднены. Человек (микрокосм) заключает в себе три тела – животное (земное), астральное, бессмертную душу; им соответствуют три способности – чувство (Sinn), разум, «внятие» (Vernunft), духовное постижение (Verstand), заключающее в себе «искру» души, носительницу образа Бога. Проблеме познания посвящены трактаты «Познай себя» («Γνώϑι σεαυτον», 1571, изд. 1615) и «Золотая скоба» («Der güldene Griff», 1613). В. различает философию – естеств. ведение о Боге в его творениях, и теологию – исходящее от Бога сверхъестеств. ведение о ветхом и новом человеке; первая предполагает активность познания, вторая пассивна.
Не принимая церковную ортодоксию и буквальное толкование Библии, В. ощущал глубокое противоречие между своим мировоззрением и пасторским призванием, между мистикой и лютеранством. В 17 в. протестантская церковь энергично преследовала «буйный вейгелианизм» во всех его проявлениях (в 1624 сочинения В. официально запрещены). Идеи В. получили отражение у И. Арндта, И. Кеплера и др., он был предшественником Я. Бёме.