Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ЙГЕЛЬ ВАЛЕНТИН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 700-701

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ал. В. Михайлов

ВЕ́ЙГЕЛЬ (Weigel) Ва­лен­тин (1533, На­ун­дорф, близ Гро­сен­хай­на, Сак­со­ния – 10.6.1588, Чо­пау, близ Хем­ни­ца), нем. про­тес­тант­ский бо­го­слов и мис­тик. Учил­ся в ун-тах Лейп­ци­га (с 1554) и Вит­тен­бер­га (1563–67). С 1567 пас­тор в Чо­пау. При жиз­ни не пуб­ли­ко­вал сво­их со­чи­не­ний.

В. раз­ви­вал идеи нем. мис­ти­ков 13–14 вв. И. Тау­ле­ра, И. Эк­хар­та, с 1570 ис­пы­тал силь­ное влия­ние Се­ба­сть­я­на Фран­ка, в кон­це жиз­ни – на­тур­фи­ло­со­фии Па­ра­цель­са. Мир, ис­хо­дя­щий из аб­со­лют­но­го внутр. цен­тра – Бо­га («Кни­жеч­ка о бла­жен­ной жиз­ни» – «Libellus de vita beata», 1609), ли­шён ме­сто­пре­бы­ва­ния и «по­гру­жён в ни­что – в се­бя са­мо­го и не мо­жет упасть» («О ме­сто­пре­бы­ва­нии ми­ра» – «Vom Ort der Welt», 1613; гл. 10). До со­тво­ре­ния ми­ра не бы­ло «мес­та» (про­стран­ст­ва), а бы­ла «про­пасть бес­ко­неч­но­сти», всё со­тво­рён­ное со­дер­жа­лось, не­зри­мо и бес­те­лес­но, в сло­ве Бо­га. Ад и рай не «мес­та» во все­лен­ной, но су­ще­ст­ву­ют лишь в нас, в ми­ре ду­ши, Бог (и дья­вол) пре­бы­ва­ет в че­ло­ве­ке. С кон­цом ми­ра про­стран­ст­во и вре­мя бу­дут уп­разд­не­ны. Че­ло­век (мик­ро­косм) за­клю­ча­ет в се­бе три те­ла – жи­вот­ное (зем­ное), ас­т­раль­ное, бес­смерт­ную ду­шу; им со­от­вет­ст­ву­ют три спо­соб­но­сти – чув­ст­во (Sinn), ра­зум, «вня­тие» (Vernunft), ду­хов­ное по­сти­же­ние (Verstand), за­клю­чаю­щее в се­бе «ис­кру» ду­ши, но­си­тель­ни­цу об­раза Бо­га. Про­бле­ме по­зна­ния по­свя­ще­ны трак­та­ты «По­знай се­бя» («Γνώϑι σεαυτον», 1571, изд. 1615) и «Зо­ло­тая ско­ба» («Der güldene Griff», 1613). В. раз­ли­ча­ет фи­ло­со­фию – ес­теств. ве­де­ние о Бо­ге в его тво­ре­ни­ях, и тео­ло­гию – ис­хо­дя­щее от Бо­га сверхъ­ес­теств. ве­де­ние о вет­хом и но­вом че­ло­ве­ке; пер­вая пред­по­ла­га­ет ак­тив­ность по­зна­ния, вто­рая пас­сив­на.

Не при­ни­мая цер­ков­ную ор­то­док­сию и бу­к­валь­ное тол­ко­ва­ние Биб­лии, В. ощу­щал глу­бо­кое про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду сво­им ми­ро­воз­зре­ни­ем и пас­тор­ским при­зва­ни­ем, ме­ж­ду мис­ти­кой и лю­те­ран­ством. В 17 в. про­тес­тант­ская цер­ковь энер­гич­но пре­сле­до­ва­ла «буй­ный вей­гелиа­низм» во всех его про­яв­ле­ни­ях (в 1624 со­чи­не­ния В. офи­ци­аль­но за­пре­ще­ны). Идеи В. по­лу­чи­ли от­ра­же­ние у И. Арн­д­та, И. Ке­п­ле­ра и др., он был пред­ше­ст­вен­ни­ком Я. Бё­ме.

Соч.: Sämtliche Schriften / Hrsg. W.-E. Peu­ckert, W. Zeller. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1962–1978. Bd 1–7; Sämtliche Schriften / Hrsg. H. Pfefferl. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1996–. Bd 1–.

Лит.: Israel A. V. Weigels Leben und Schrif­ten. Zschopau, 1888; Zeller W. Die Schriften V. Weigels. B., 1940; Gorciex B. La mystique de V. Weigel et les origins de la théosophie al­lemande. Lille, 1972; Wehr G. V. Weigel: der Pansoph und esoterische Christ. Freiburg im Breisgau, 1979; Кой­ре А. Про­тес­тант­ский мис­тик: В. Вей­гель // Мис­ти­ки, спи­ри­туа­ли­сты, ал­хи­ми­ки Гер­ма­нии XVI в. Дол­го­пруд­ный, 1994; Weeks A. V. Weigel: Ger­man reli­gious dissenter, speculative theorist, and advo­cate of tolerance. Albany, 2000.

Вернуться к началу