ГАССЕНДИ́ ПЬЕР
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАССЕНДИ́ (Gassendi) Пьер (22.1.1592, Шантерсье, Прованс – 24.10.1655, Париж), франц. философ и учёный-естествоиспытатель. Родился в крестьянской семье. Учился в коллеже в Дине, затем изучал теологию и философию в ун-те в Эксе; профессор философии там же (с 1617), в 1623 отстранён иезуитами от преподавания. Католический священник (с 1617), позднее настоятель кафедрального собора в Дине. В 1620–30-х гг. часто проживал в Париже, в 1628 совершил путешествие в Голландию. Отстаивал учения Н. Коперника и Г. Галилея, с которым состоял в переписке. В 1645–1648 проф. математики Королевского коллежа в Париже.
Первое соч. «Парадоксальные упражнения против аристотеликов…» («Exercitationes paradoxicae adversus aristoteleos…», 1-я часть опубл. в 1624 анонимно, 2-я, неоконченная часть, – в 1656 посмертно; рус. пер. 1968) – памфлет против схоластич. псевдоаристотелизма. В нач. 1640-х гг. выступил с критикой дуалистич. концепции Р. Декарта, отвергая его теорию врождённых идей с позиций последоват. сенсуализма («Метафизическое исследование, или Сомнения и новые возражения против метафизики Декарта» – «Disquisitio metaphysica, seu Dubitationes et instantiae adversus Renati Cartesii Metaphysicam et responsa», 1644, рус. пер. 1968). В 1640-е гг. опубликовал ряд сочинений по астрономии, механике, математике, а также полемич. сочинение против алхимии и астрологии в защиту естеств.-науч. объяснения мира, методологич. принципы которого Г. искал в традиции эпикуровского атомизма. Составил свод сохранившихся текстов Эпикура и античных свидетельств о его учении, дополненный собств. рассуждениями и многочисл. оговорками теологич. содержания [в посмертном издании «Свода философии Эпикура» (1659, 1-е изд. 1649, рус. пер. 1966) опубл. в виде примечаний к отд. главам], считая неприемлемым у Эпикура его многобожие, отрицание бессмертия души и Божественного провидения.
Главное соч. Г. «Система философии» («Syntagma Philosophiae», изд. 1658, рус. пер. 1966), написанное под воздействием атомистич. и сенсуалистич. концепции эпикуреизма, делится на 3 раздела – физику, этику и логику. Он утверждал, что всё существующее состоит из атомов и пустоты, пространство и время не сотворены и неуничтожимы, число атомов, имеющих самые разнообразные внешние формы, громадно, но ограничено. Бог, сотворив атомы и движение, затем предоставил миру существовать по собств. законам. Этика Г., рассматривая счастье как высшее благо, утверждает нераздельность счастья и гражд. добродетели, основанной на благоразумии. Согласно Г., истина обнаруживается благодаря двум разл. источникам света – доказательству и Откровению; первый из них опирается на опыт и разум, освещающие естеств. явления, второй – на Божественный авторитет, освещающий явления сверхъестественные.
В течение почти 40 лет Г. вёл астрономич. дневник, совершил ряд важных наблюдений, в частности прохождение Меркурия по солнечному диску. Измерил скорость звука, изучал свободное падение тел (эксперим. проверка инерционного движения). Написал науч. биографии Н. Коперника и Т. Браге. Воздействие идей Г. испытали Р. Бойль, И. Ньютон, П. А. Гольбах, влияние его этики сказалось в движении «либертенов», в числе которых были С. Сирано де Бержерак, Мольер и Ж. де Лафонтен.