НЕМЕ́СИЙ ЭМЕ́ССКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕМЕ́СИЙ ЭМЕ́ССКИЙ (греч. Νεμέσιος ’Εμέσης) (предположительно кон. 4 – нач. 5 вв.), христианский богослов, философ, учёный, епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия).
Сведений о его жизни не сохранилось. Н. Э. является автором философско-богословского компендия «О природе человека» («Περὶ φύσεως ἀνθρώπου »; «De natura hominis»), рассматривающего вопросы устроения человека, природы его души и тела, физиологии, сенситивных и мыслительных способностей, душевных переживаний, свободной воли, судьбы, Промысла Божия и др. Сочинение Н. Э. явилось первым опытом построения христианской антропологии и психологии вне связи с догматич. спорами, на основании синтеза античных научно-филос. достижений (Гален, Платон, Аристотель, неоплатонизм, стоицизм и др.), библейского Откровения и традиций антиохийской и александрийской богословских школ. При этом автор полемизировал с разл. филос. взглядами и еретич. течениями, противоречившими учению Церкви (Евномий Кизический, аполлинарианство и др.). У Н. Э. нашла отражение древняя идея связи макрокосма (сотворённого мира) и микрокосма (человека). По мысли Н. Э., уникальность человека как творения состоит в том, что он, имея двусоставную природу (тело и душа), соединяет в себе два мира – материальный и духовный. Человек – высшая часть творения и господин всех живых существ, ради него создан мир. От животных человек отличается богоподобным даром творчества и способностью смеяться; преимущество же человека перед ангелами состоит в том, что для него возможно покаяние, прощение грехов и стяжание телесного бессмертия (при этом Н. Э. вслед за Феофилом Антиохийским и Афанасием Великим утверждал, что изначально человек создан ни смертным, ни бессмертным, но с возможностью к тому и другому). Бог в воплощении воспринял человеческую природу, сам же человек призван стать духовным храмом Бога.
Душа, согласно Н. Э., есть цельная, неделимая и бессмертная субстанция. Она невесома, не локализована в пространстве, но проникает всё тело целиком; после разлучения с душой тело погибает. По-видимому, Н. Э. склонялся к теории Оригена о предсуществовании душ, хотя и отвергал реинкарнацию. Под влиянием Аристотеля Н. Э. подразделял душевные способности на разумные (мыслительная, познавательная, память, способность речи), неразумные (желательная, гневная способности, а также страсти, или аффекты, – печаль, страх, удовольствие, желание) и не подчинённые разуму (дыхание, управление физиологич. процессами и др.).
В учении о свободе воли Н. Э. следовал Аристотелю. Человек является источником своих действий, способен к самоопределению, к душевной и умственной деятельности, в то время как совершение поступков зависит от Божественного промысла (попущения). Н. Э. отвергал античные представления о полной или частичной власти судьбы (рока), т. к. они обесценивают религию, нравственность и гос. законы, снимают с человека ответственность за его деяния. По мнению Н. Э., Бог не является виновником зла, за которое ответственна свободная воля разумных существ, но в силу разных причин попускает его. Цель спасения – духовное созерцание Бога, приводящее душу к внутренней неизменности.
Сочинение Н. Э. оказало значит. влияние на поздневизантийское богословие (Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Мелетий Монах, Иоанн Филопон и др.) и ср.-век. схоластику (Пётр Ломбардский, Фома Аквинский, Альберт Великий). Лат. версия трактата Н. Э. под назв. «Ключ к природе» (10–11 вв.) была приписана Григорию Нисскому.